Пророк Илия

prorok iliya Заговоры

Память святого пророка Илии Фезвите совершается 2 августа (20 июля по ст. ст.). В христианстве он самый почитаемый ветхозаветный святой. Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.

Пророк Илия. Жизнеописание

Пророк Илия родился в Фивах Галилейских, в колене Левия, за 900 лет до Рождества Христова. По преданию, дошедшему до нас от св. Епифания Кипрского (ум. 403), когда Илия родился, его отцу было таинственное видение: красавцы приветствовали ребенка, завернули его в огонь и накормили огненным пламенем. Имя пророка Илии переводится как «Бог мой есть Господь», что выражает основное содержание его служения (3 Цар. 18:36) — ревностная борьба за поклонение единому Богу и Его дела показывали Его силу.

Пророк Илия был ревностным борцом за чистоту веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность восходит к царствованию Ахава (ум. 852 г. до н. э.), когда его жена-финикиянка Иезавель решила установить культ Ваала и Астарты. Предание гласит, что истинных ревнителей благочестия изгнали из страны, а при дворе поставили корпус жрецов Ваала. Пророк Илия, совершивший много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя, был грозным обвинителем в попрании святилища. История его жизни и деятельности записана в Третьей и Четвертой книгах Царств (1 Царств 17–20 и 2 Царств 1–3).

Когда гнев Ахава достиг своего предела, пророк Илия объявил царю, что из-за его нечестия страна несколько лет будет страдать от голода (3 Царств 17:1). Но Ахав не раскаялся, и между царем и пророком вспыхнула стычка, закончившаяся триумфом последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармель (Кармил), устроенного для испытания и сравнения силы Яхве и Ваала, жрецы последнего были наголову разбиты и казнены пророком (3 Царств 18:40). Это еще больше разозлило Иезавель, которая поклялась убить Илию. По указанию Божию пророк Илия скрылся в ручье Горате, где вороны каждое утро и вечер приносили ему пищу.

Люди в это время страдали от невыносимой жары и голода. Ветхозаветное предание говорит нам, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, был готов простить всех и послать дождь на землю, но не захотел нарушить слова пророка Илии. Было важно, чтобы пророк обратил сердца израильтян к покаянию и вернул их к истинному поклонению Богу. Через некоторое время пророк Илия, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую, чтобы навестить бедную вдову. За то, что она не пожалела и последней горсти муки и масла, по молитве Илии-пророка, мука и масло в доме вдовы с тех пор не кончались. Здесь Илия-пророк совершил еще одно чудо: он оживил сына вдовы, который внезапно заболел и умер, сочувствуя боли женщины.

Чтобы Господь призвал огонь с неба, чтобы наставить заблудший и ожесточившийся народ Израиля и обратить их сердца к Себе, огонь сошел с неба и зажег жертву пророка Илии. Народ воскликнул: «Воистину, Господь есть Бог един, и нет иного Бога, кроме Него!» Тогда по приказу пророка Илии священники были убиты. По молитве пророка Илии Господь ниспослал на землю обильный дождь, и засуха прекратилась. Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, явившиеся по молитве пророка, Иезавель хотела убить его за то, что он убил жрецов Ваала. Илия убежал в пустыню. Тогда по приказу пророка Илии священники были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, и засуха прекратилась. Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, явившиеся по молитве пророка, Иезавель хотела убить его за то, что он убил жрецов Ваала. Илия убежал в пустыню.

В это время пророк был вознагражден, насколько это возможно для человека, чтобы увидеть Бога лицом к лицу. Господь утешил его, сказав, что на земле есть еще люди, которые никогда не поклонялись идолам, и указал Илии на Елисея, которого избрал пророком после Илии.

Согласно легенде, пророк Илия был взят на небо живым:

Внезапно появились огненная колесница и огненные кони и разлучили их обоих, и Илия был унесен вихрем на небо (4 Царств 2:11).

Согласно Библии, только Енох, живший до потопа, был взят живым на небо (Бытие 5:24). В книге Премудрости, сына Экклезиастика, событие вознесения Илии описано так:

Илию укрыл вихрь, а Елисей исполнился его духом (Екклесиастик 48:12).

Согласно Четвертой Книге Царств, Илия оставил свою верхнюю одежду («плащ») пророку Елисею, позволив ей упасть с огненной колесницы (4 Царств 2:11-13).

Малахия говорит, что Бог пошлет пророка Илию обратно на землю:

Вот, Я пошлю к вам Илию пророка, прежде нежели наступит день Господень, день великий и страшный (Малахия 4:5).

Это говорит о Втором пришествии. Перед Вторым пришествием пророк Илия спустится с небес, чтобы обличить лжемессию и обратить остаток Израиля в истинного Бога.

Пророк Илия несколько раз упоминается в Новом Завете. Далее описывается эпизод, как старейшины и народ спрашивали Иоанна Крестителя, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже внешне был похож на него: был ли он Илией? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали его, должен ли Илия явиться перед Мессией. На что Христос ответил: «Воистину, Илия должен прийти прежде и все исправить; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает». для них» (Матфея 17:11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Марка 6:28).

Во время Преображения Господня явился пророк Илия с Моисеем, и они говорили Иисусу «об исходе Его, которому надлежало совершиться в Иерусалиме» (Лк. 9:31). По словам Иоанна Златоуста, «тот, кто умер, и тот, кто еще не испытал смерти», явились, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, Он владычествует над небом и землей. Он должен быть одним из двух светильников перед Бог и должен явиться перед возвращением Христа на землю (Откр. 11:3-12).Во время крестных страданий Христа некоторые думали, что Христос зовет на помощь пророка Илию, и ждали его прихода .

Чудеса святого пророка Илии

По молитве пророка Илии небо «закрылось» и не пошел дождь (3 Царств 17:1), что вызвало голод. По слову Бога пищу ему приносили вороны (3 Царств 17:6) и ангел (3 Царств 19:5-6). По словам пророка, еда в доме вдовы Сарептинской никогда не кончалась (3 Цар. 17:13-16). Пророк Илия воскресил юношу вдовы из Сарепты (3 Царств 17:21-22). Пророк Илия призвал огонь к жертвеннику (3 Царств 18:36-38). По молитве пророка Бог послал дождь на землю после трехлетнего «заточения» неба (3 Царств 18:41-45). Пророк Илия говорил с Богом лицом к лицу с закрытым лицом (3 Царств 19:9-14). Пророк Илия призвал огонь с неба, как в наказание за грешников, так и в знак истинного поклонения Богу (4 Царств 1:10-12). Пророк Илия, подобно Моисею, разделил реку Иордан, ударив по ней своей одеждой ( 4 Царств 2:8). Пророк Илия был взят живым на небо за его особую праведность перед Богом (4 Царств 2:11).

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых святых Божиих, почитаемых на Руси. Во имя его во времена правления князя Аскольда в начале IX века в Киеве была воздвигнута соборная церковь. А святая равноапостольная княгиня Ольга воздвигла церковь во имя пророка Божия Илии на севере России, в селе Выбуты. Святой пророк Илия всегда воспринимался русским православным народом как один из самых близких святых к нашей Родине. Крестные ходы совершались и совершаются в «Ильинских» церквях, особенно в засушливое время. Ильин день считался пределом времен года, тогда как у южных славян (например, в Македонии) этот день назывался серединой лета, а на Руси — сменой зимы. После дня Илии.

День памяти пророка Илии приходится на 2 августа (20 июля по ст. ст.). В христианстве он самый почитаемый ветхозаветный святой. Пророк Илия назван Илией Тезвитианином по месту его рождения в городе Фесба.

Тропарь, кондак и канон святому пророку Илие

Плотские и ѓнГл, и пророческие 3 степени вторая птица пришествия хрт0в, и славные 3ЛиС более чем посылают є3лиеви благодарить, отгонять скорби и 3 чистых прокаженных то же читается є3хим2 т0 руб челба2.

Ангел плоти и пророк степени, второй и провозвестник пришествия Христова, славный Илия, ниспославший свыше благодать Елисею, отгоняющий болезни и очищающий прокаженных, исцеляющий с тем же почитающим его .

Перед и 3 видениями великих дел БОГА нашего, и 3лиЕ великое имя, и даже вещание его 1м живою водой џблакс, ор 2њ нам єд1н человеческое существо.

Пророк и провидец великих дел Бога нашего, великое имя Илия, сущий с облаками твоими, которые яко воды текут, молись о нас, Человеке Единолюбивом.

Святой пророк Илия. Иконы

Образы пророка Илии были столь же распространены, как образы святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, Димитрия Солунского. В иконографии пророка Илии сочетаются символические элементы, отражающие его значение как участника важнейших событий истории божественного примирения. Слова святителя Иоанна Златоуста содержат яркое образное описание пророка:

Вообразите… Илия, пророк, земной ангел и небесный человек, ходивший по земле и управлявший небесной колесницей, которая была величиной в три локтя и достигала большой высоты, восходил на самые своды небесные, владыка вод, чей язык был хранилищем вод и ключом к небу (Иоанн Златоуст, Святое Слово на апостола Петра и пророка Илию // Сочинения, 2004, т. 2, кн. 2, с. 776).

В христианском искусстве были распространены не только отдельные изображения пророка Илии, но и отдельные сцены из его жития. В почитании Илия наделялся различными функциями. Для монахов его жизнь была образцом подвига. В императорской среде его почитали как покровителя воинской доблести. Император Македонии Василий I ежегодно посещал службу в Новой церкви Большого Императорского дворца в день памяти Илии, где хранились плащ и пояс Илии. В народном восприятии Илия был покровителем стихии. Роль провидца-пророка в божественном домостроении, эсхатологические ожидания Илии как предвестника Второго пришествия, различные аспекты его почитания стали причинами иконографического разнообразия.

Изображения пророка Илии известны в еврейской синагоге Дура-Европос (249-250). В сцене с царем, судя по фрагментам ног, пророк изображен спереди. Рядом с полосой земли сохранилось фрагментарное изображение ног, возможно, остатки фигуры полководца Авдии, который вел Илию к Ахаву. В сцене воскрешения сына вдовы из Сарепты Илия лежит на кушетке с младенцем на руках, которого он протягивает к руке Господа, изображенного вверху, слева, вдова в черном одеянии преподносит Илье тело умершего сына, справа — вдова в ярких праздничных одеждах держит на руках радостного младенца.

Самое раннее изображение пророка Илии находится в иконографии «Вознесение Илии-Пророка, или Вознесение Огня» и находится в часовне Сант-Акуилино базилики Сан-Лоренцо-Маджоре в Милане (ок. 370 г. н.э.). В апсиде базилики Сант-Аполлинаре в Равенне (ок. 549 г. н.э.). ) в сцене Преображения Господня (фигура Христа заменена крестом с Его ликом в центре креста, апостолы Петр, Иоанн и Иаков представлены в виде агнцев, крест в позе молящегося для епископа Аполлинария, окруженного 12 апостолами в виде агнцев), полуфигуры пророков Илии (справа) и Моисея (слева) представлены в облаках. Илия — старик с длинными седыми волосами, разделенными посередине прямым пробором и спадающими на спину, с длинной седой бородой, направленной вниз.

Древнейшее известное иконографическое изображение Илии выполнено в технике восковой росписи (энкаустика) в VII веке и находится в монастыре великомученицы Екатерины на Синае. Икона представляла собой правый лист не сохранившегося триптиха. Илия изображен седовласым, его одежда сшита помощником. Его правая рука в пророческом жесте, с развернутым свитком в опущенной левой руке.


Пророк Илья. Икона монастыря святой великомученицы Екатерины на Синае VII века.

В византийском искусстве редки примеры одиночных изображений Илии. Одной из самых ранних является большая икона (1180-1200, Византийский музей, Кастория) с общим фронтальным изображением Илии на голубом фоне, в охристом облачении с синим поясом и плащом, с развернутым свитком на левой руке у его сторона. В сложенном медальоне с изображением Богоматери Орантской и Иисуса Христа (конец X — начало XI в., Национальная библиотека Сан-Марко, Венеция) Илия изображен со свитком в руке среди пророков, апостолов и святых.

Иконографические программы церквей византийского периода часто включают отдельные сцены из жизни Илии. Первыми примерами являются фрески пещерной церкви Айвали-Килисе (Каппадокия; между 913 и 920 гг.), где на склонах небольшого арочного обрамления изображены «Жертвоприношение на горе Кармель» и «Вознесение пророка Илии». ниша со сценой «Жертвоприношения Авраама».


Пророк Илья. Фрагмент фрески в церкви Сорока мучеников в Тырново прекрасен. 1230 Областной исторический музей, Велико Тырново

Особое почитание пророком Илией горы Синай, вблизи которой он мог видеть Бога на горе Хорив, привело к широкому использованию его изображений на различных иконах, пришедших из монастыря великомученицы Екатерины или созданных для него.


Пророк Илья. Вторая половина двенадцатого века. Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет.

Богоматерь с младенцем с пророками Моисеем и Илией и святителем Григорием Богословом. 1250-е годы Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет. С правой стороны, вероятно, не святитель Григорий Богослов, а святитель Николай Чудотворец.

Наибольшее распространение в монументальном искусстве и иконографии получили сцены «Илья-пророк в пустыне» и «Огненное восхождение Илии-пророка».


Илия-пророк вскормлен вороном. Церковь Спаса в Нередице, Новгород. 1199. Фреска в своде апсиды алтаря.

Подробные агиографические повествования в монументальной живописи известны с 13 века. Один из самых ранних сохранившихся циклов находится на северной стене юго-восточной части храма Ахтала (1205-1216 гг.) и включает в себя 3 сюжета: «Жертвоприношение на горе Кармель», «Пророк Илия в пустыне» и «Вознесение Господне». пророка Илии.

Первый христианский храм, построенный в Киеве, был освящен во имя Илии Пророка. Наряду с традиционным корпусом «Жития и Похвалы» Илии в России рано появился цикл апокрифических произведений. Так, в русских указателях, начиная с Изборника князя Святослава 1073 г., имеется ссылка на апокрифическое «Собрание Илии» (Путешествие Агапия в рай), где Илия был проводником старца Агапия через райский сад. Слово и видение апостола Павла («Хождение апостола Павла через мучения») повествует о встрече апостола Павла в раю с Илией и Елисеем. Эти произведения, несмотря на то, что они входят в разряд запрещенных книг.


Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом. Из церкви Ильи Пророка в селе Выбуты под Псковом. Конец 13 века — начало 14 века. Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Пророк Илья. Из пророческой строки. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев. Новгород, 1509 г. Софийский собор, Новгород.


Илия пророк. Первая половина приходится на середину XV века. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.


Илья Пророк. Новгород. Конец 14 века — начало 15 века. Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Илья Пророк. Новгород. 15 век. Из деревни Воробьево у Машозеры Прионежского района Республики Карелия


Илья Пророк. Из села Кефтеница в Карелии, XVI век Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Пророки Илия и Елисей. Из пророческой строки. Ярославский художественный музей последней трети XVI века, Ярославль

В Киевской Руси почитание пророка Илии приобрело особые черты. Противопоставление Илии и Архангела Михаила, рано появившееся в различных иконографических вариантах, было характерно для древнерусской культуры и было необычным для Византии. Одной из причин совмещения образов Илии и Архангела Михаила было то, что они оба имеют власть над стихиями огня и воды, а также почитаются как заступники за род человеческий на Страшном суде. Ранний образец изображения Ильи хранится в Кондакаре типографского письма (конец XI — начало XII вв., ГТГ).

Наиболее раннее изображение древнерусского монументального искусства известно в росписи Софийского собора в Киеве, где в нижней части соборного столпа изображен во весь рост седовласый Илья со сложенным пергаментом в руке юго-западной купол.


Огненное восхождение Илии Пророка. Государственный исторический музей XIV века, Москва

Многогранная иконография Ильи Пророка в пустыне, воплощающая евхаристическую тему и выражающая идеал монашеской жизни, дополнялась в русском искусстве мотивами послушания воле Божией, глубокой молитвы и в то же время смелого и ревностного общения с Бог. На некоторых памятниках XV в. Илия изображен сидящим на камне вполоборота вправо, держась левой рукой за голову, а правой — со свитком.


Илия пророк в пустыне. Новгород. Первая половина 15 века. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.


Илия Пророк в пустыне. Ярославль. Ярославский художественный музей конца XV ​​века.


Илия Пророк в пустыне. Первая треть — вторая четверть 16 века. Собрание В.А.Бондаренко, Москва.


Илия Пророк в пустыне. 16-ый век. Из церкви в селе Волосово под Каргополем Плесецкого района Архангельской области. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Илия Пророк в пустыне. Великоустюгский (?) Палехский государственный художественный музей XVI в.


Илия Пророк в пустыне. 1530 г. Происходит из церкви Ильи Пророка на Цыпинском кладбище близ Ферапонтова монастыря. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов

Илия Пророк в пустыне. Белозеро (?). Вторая половина XVI века Центральный музей древнерусской культуры и искусства. Андрей Рублев, Москва.

По-видимому, еще в домонгольской Руси проводились параллели между Илией в огненном столпе, вознесенным к небу, и образом Божией Матери «Неопалимая Купина», объединенных темой божественного огня, преображающегося, но не сжигающего.

В XVI веке иконография «Вознесения огня» стала насыщаться изображениями более ранних событий из жизни Илии. На новгородской иконе второй четверти XVI века два сюжета: «Ангел ведет Илию» и «Переход через Иордан посуху». Следовательно, иконография, объединяющая несколько композиций без распределения их по признакам тождества, обобщается и материализуется в особый тип житийных икон. Это явление присуще только иконографии Илии. Эти «сложные» композиции не получили специального названия и названы, как правило, по предмету, выделенному шкалой.


Огненное восхождение Илии Пророка. Новгород. Вторая четверть XVI века (1530-е гг.). Частное собрание Фонда святого и прославленного апостола Андрея Первозванного, Москва.

Огненное восхождение Илии Пророка. Государственный исторический музей Русского Севера XVI века, Москва.


Огненное восхождение Илии Пророка. Вторая половина 16 века. Из Горицкого монастыря в Шексне. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Огненное вознесение Илии Пророка живым. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей последней четверти XVI века, Ярославль

Огненное вознесение Илии Пророка. Север России. Конец 16 века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства. Андрей Рублев, Москва

Огненное вознесение Илии Пророка. Новгород. Музей икон начала XVII века, Реклингхаузен, Германия


Огненное восхождение Ильи Пророка живым. Пантелеев Игнатий. Север России (Обонежье, д. Тубозеро), 1647 год. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

В русском искусстве наиболее ранний из сохранившихся знаковых агиографических циклов Ильи Пророка — картина «Илия Пророк в степи живой» с Выбуцкого кладбища под Псковом (начало XIII века, Государственная Третьяковская галерея). Илия изображен посередине в пустыне, в апостольском облачении: ризе и гиматии, без ворона.


Илия Пророк жив. Нижегородский художественный музей конца XIV века.

Развитие агиографической иконографии активно продолжалось в 16 в. Особое внимание к образу Илии было обусловлено распространением его почитания. Есть много «простых» церквей во имя пророка Илии.

Небольшие житийные иконы Илии предназначались для аналой или для домашней молитвы. Некоторые из них имели индивидуальный подбор марок, в том числе редкие выпуски. Семён Спиридонов Холмогорец написал икону «Илия пророка с Житием в 26 печатях» для церкви Николая Чудотворца в Ярославле (1678, ЯХМ). Илия изображен в рост, со свитком в руке, молящийся Господу, в небесном сегменте слева, с шаром в руках, восседающий на херувимах. Центральная композиция заключена в арку на фоне сочных трав. Архитектура и пейзаж на марках необычайно сложны и разнообразны.

Храмы Илии пророка на Руси

Во имя святого пророка Илии освящен храм на Выбутовском кладбище в Псковской области. Ильинская каменная церковь построена из плит в 15 веке. Предположительно, здесь был более старый храм, так как в Московской Третьяковской галерее находится икона св. Ильи Пророка из Выбутского храма, датируемая XIII веком. Церковь расположена на берегу реки Великой. Колокольня сделана из камня и соединена с атриумом церкви. В храме два престола: главный во имя святого пророка Божия Илии, боковой во имя святителя Николая. Рядом с церковью есть кладбище. Церковь была закрыта в советское время. 15 декабря 1927 года Финансовый отдел Псковского райисполкома направил в районный отдел народного просвещения (ОКРОНО) письмо с пометкой «не подлежит разглашению», в котором заявлял о своем намерении «продать Госпромцветмету 14 шт. колоколов закрытой Выбуцкой церкви». В ответ ОКРОН заявил, что «торговлей колоколами, не имеющими музейной ценности, может заниматься только Главнаука. В годы Великой Отечественной войны храм пострадал. В 1955-1957 годах восстановлен по проекту В.П. Смирнова. храм был возобновлен.


Церковь во имя Ильи Пророка на Выбутовском кладбище

Храм во имя преподобного Ильи Пророка был освящен близ села Конечек (бывшее Кривичское кладбище) Псковской области. Когда и кем была построена церковь, неизвестно. В 1877 году с правой стороны от главного храма был устроен придел во имя Троицкой Живоначальной церкви. Церковь окружена кладбищем, обнесенным каменной оградой. Ильинская церковь бывшего Крививичского кладбища сильно пострадала во время боевых действий по освобождению Пскова в 1944 году. Ее руины находятся у села Конечек Псковской области.

Во имя пророка Илии был освящен храм в Теплых Рядах в Москве. Каменный храм построен как собор, заложен не позднее XV века у Московской Торговой площади Ильинского монастыря. В честь этого храма была названа улица Ильинка, и она стала именоваться Свято-Ильинской. Строительство храма происходило между 1519 и 1521 годами, «и вынесено было из простонародья человеком по имени Клим и по прозвищу Мужило». Церковь сгорела в 1547 г. и пострадала в пожаре 1626 г. Восстание посадских людей в Москве 27 мая 1606 г. против Лжедмитрия I началось после колокольни монастырской церкви Ильи Пророка, сделанной по приказу Шуйского. Во время волнений монастырь был упразднен, церковь стала приходской и в 1676 году вместе с церковной землей была передана Новгородскому архиерейскому дому и верхнему храму, куда был перенесен престол в честь Илии Пророка. Нижний древний храм был освящен во имя апостола Тимофея. Храм был закрыт в 1923 году, тогда же был разобран верхний ярус колокольни. С 1930 по 1980 годы в здании церкви располагались различные учреждения. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. С 1995 года здесь снова проводятся богослужения. Нижний древний храм был освящен во имя апостола Тимофея. В 1923 году храм был закрыт, а верхний ярус колокольни разобран. С 1930 по 1980 годы в здании церкви располагались различные учреждения. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. С 1995 года в храме возобновились богослужения.

Церковь Ильи Пророка в Теплых рядах (Москва)

В селе освящена церковь в честь Ильи Пророка. Пруссаки из Коломенского района Московской области. Прусская деревня принадлежала боярам Шереметевым. В середине 16 века его приобрел епископ Коломенский. Тогда же была построена Ильинская церковь с шатровой крышей. Каменная церковь упоминается в кадастровых книгах 1578 года. Здание было частично перестроено в 1660-х годах. В 1-й половине 19 в. кирпичная трапезная и деревянная колокольня «на столбах» (ныне утрачены).


Церковь Святого Ильи в прусской деревне

Также во имя пророка Илии была освящена церковь на Выйском кладбище в Архангельской области, построенная в 1600 году.


Ильинская церковь на Выйском кладбище

Ильинская церковь существовала в станице Часовенской (Задняя Дуброва) Архангельской области. Она была построена и освящена около 1622 г. В 1879 г. ее разобрали и на каменном фундаменте построили новую церковь. В 1884 г. колокольню разобрали и перестроили на каменном фундаменте. В советские годы алтарь был распилен, а шатер рухнул. Он находится в чрезвычайном положении.

Старообрядческие и единоверческие храмы во имя пророка Илии

Храм Русской православной церкви в селе Елкино Воскресенского района Московской области освятили в честь пророка Илии. Деревянная церковь с куполом и шатровой колокольней, построенная между 1907 и 1909 годами путем перестройки старого деревянного молитвенного дома на первом этаже. XIX века, он был закрыт в 1937 году и позже разрушен. В 2005 году община верующих была восстановлена; в 2007-2008 годах построен новый деревянный храм с куполом.


Ильинская церковь (Русская православная церковь) в селе Елкино

Имеются Ильинские храмы Русской Православной Церкви в Гомеле (Белоруссия), в селе Замульта Усть-Коксинского района Алтайского края, в станице Кавказская Краснодарского края, в селе Тойкино Пермского края. , в г. Великий Новгород, в г. Набережные Челны, в с. Прагури и в г. Констанца (Румыния).


Церковь Святого Ильи Пророка в Гомеле

Ильинская церковь в селе Тойкино Пермского края.

Ильинская церковь в Великом Новгороде

Также строится храм РДЦ во имя пророка Илии в селе Пласкинино Раменского района Московской области. В городе Тбилиси Тбилисской епархии Древней Православной Церкви Грузии находится храм во имя Святого пророка Илии Фесского.

В городе Минске (Беларусь) действует сестринская конфессиональная община во имя Святого пророка Илии Фезвитянина, основанная в 2002 году.

Святой пророк Илия. Картины

Святого пророка Илию изображали на своих полотнах такие известные художники, как Гиллис ван Конингсло, Питер Пауль Рубенс, Пауль Гюстав Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, А. М. Волков, П. Плешанов, П. И. Нерадовский и другие.


Пророк Илия и Ангел в пустыне. Питер Пауль Рубенс. 1626-1628 Боннский музей, Байонна.

Ворон, кормящий пророка Илию в пустыне. Гиллис ван Конингслу. Королевский музей изящных искусств, конец 16 века. Брюссель


Вознесение Илии Пророка. Пабло Густаво Доре в порядке. 1855-1866 гг.

Вознесение пророка Илии. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд в порядке. 1852-1860 гг.


Пророк Илия, воспитывающий сына вдовы из Сарепты. АМ Волков. 1854 Таганрогская картинная галерея.


Воскрешение сына вдовы Сарептинской. П. Плешанов. 1854 ГРМ, Санкт-Петербург.


Вознесение Илии Пророка на небо. ПИ. Нерадовский. Трапезная с Троицко-Троицкой церковью Сергия Радонежского. Сергиева Лавра. 1948 г

Народные традиции в Ильин день

В огненной колеснице едет из конца в конец по бескрайним полям небес могучий седовласый старец с грозными глазами, и его карающая рука метает с высоты над звездами стрелы из огненного камня, сокрушая перепуганные полчища демонов и сыны человеческие, преступившие закон Божий. Где бы ни появлялся этот грозный старик, он несет с собой огонь, ужас, смерть и разрушение. Ни вопли, ни стоны страждущих не смягчят его непоколебимого сердца, и взгляд свирепых глаз его не остановится при виде земных бед. Совершив правосудие небесное, мчится он, как бурный вихрь, на своей сияющей колеснице, и седые кудри его только рассыпались по могучим плечам, он крепко затворил двери, завесил окна занавесками и, зажегши четверговые свечи перед иконой , умолял пророка оставить свой гнев в милости. В некоторых местностях, например в Никольске Вологодской губернии, крестьяне курили в доме с ночи ладан, а все блестящие предметы, как-то самовар, зеркала и т. п., накрывали бельем или даже выносили из дома. дом, на том основании, что пророк Илия считал подобные предметы предосудительной, неприличной роскошью в крестьянской жизни. В Вятской губернии Илью умилостивляли дарами: в этот день крестьяне приносили в церковь «под святителя» баранью ногу, мед, пиво, колосья свежей ржи и зеленый горошек. Но по вопросу о том, что из этих предметов больше понравилось Илии, возникли разногласия. Одни защищали мёд, другие защищали преимущество пива из ягненка, колосьев свежей ржи и зелёного горошка. А вот по вопросу о том, что из этих предметов больше понравилось Илье, возникли разногласия. Одни защищали пчелу, а другие защищали преимущество ягненка.

Самым верным способом предотвратить гнев Илии считались общественные молебны, проводимые в полях. Во многих деревнях такие молебны проводились ежегодно. Приписывая пророку Илии власть производить громы и молнии и направлять тучи по своему усмотрению, то есть отдавая в его руки самые страшные и в то же время самые благотворные силы природы, наш народ твердо верил, что плодородие земли было делом пророка, и что без его воли можно было пожинать плоды. Поэтому народ представлял Илию не только вестником небесного гнева, но и благодетелем рода человеческого, дающим обильный плод земле и отгоняющим злых духов. По народному поверью, не только сам Илия был ужасен для злых духов, но и дождь, выпавший в его дни, имел великую силу: дождь Ильи смывал вражеские обвинения, нападки и чары.

Который взял Илию на небо, представ перед лицом Господа. «Ты, Илия, — сказал Господь, — владей этой колесницей, пока Я не приду на землю, и да будут отныне в твоих руках гром и молния. По народному поверью.

Считая пророка Илию владыкой ветров и дождевых туч, крестьяне многие приметы календаря связывают с днем ​​этого святого. «До Ильи, — говорят, — тучи по ветру ходят, а от Ильи против ветра начинают ходить. «Перед Илией священник дождя не попросит, — после Ильи баба передник нагонит». После Илииного дня, — говорят вологжане, — на Сивском поле коня не видать, так темны ночи. «С Ильина дня ночь длинна: ​​Рабочий просыпается, и лошади накормлены». «С Ильина дня вода замерзает». В Пошехонском уезде Ярославской губернии причину остывания речных вод после Ильина дня объясняли так: «Едет пророк Илья на коне по небу, а одна из коней бежит быстро и теряет подкову, которая попадает в воду, и вода тут же становится холодной».

С Ильинским днем ​​связаны и земледельческие приметы: «Если утро этого дня пасмурно, то посев должен быть ранним и можно ожидать обильного урожая; если в полдень пасмурно, то посев средний, а если поздно, то посев поздний, а урожай плохой. »

Реши свои жизненные проблемы. Измени свою судьбу!

Попроси у Вселенной все что захочешь:
⭐ Любовь
⭐ Деньги
⭐ Карьеру
⭐ и другое

Ставы
Добавить комментарий