Иконостас в православном храме

ikonostas v pravoslavnom hrame Разное

Каждый элемент сакральных мест несет важную духовно-смысловую нагрузку. Особое значение придается алтарной комнате, которая олицетворяет божественную благодать и Царство Небесное. Между ним и главным залом православного храма находится иконостас, представляющий собой особую перегородку, состоящую из икон, собранных в определенной последовательности. Рассмотрим, как он возник, как работает и какая роль ему отведена.

🔮 Маг Белогор — Хранитель древних знаний предков 🔮

🌟 Помощь в самых сложных ситуациях на основе древних традиций и ритуалов 🌟
✔️ Возвращение любви и гармонии в отношения
✔️ Защита от порчи и негативного влияния
✔️ Очищение и восстановление энергетического поля
✔️ Поддержка успеха в карьере и жизни
✔️ Обретение внутренней силы и уверенности

История появления и развития

В древнегреческом языке иконостас означает алтарную перегородку, характеризующуюся более или менее сплошной структурой. Он простирается в направлении северной стены к югу от храма, отделяя таким образом алтарь от основного помещения. Иконостас может содержать от одного до семи рядов православных икон. Наиболее распространены пятиярусные варианты.

Иконостас появился для того, чтобы оградить помещение с алтарем главного храмового помещения, как бы разделение двух начал: земного и священно-божественного. История говорит нам, что первые оригинальные парапеты появились еще в 4 веке.

Когда христианство получило юридический статус, в церковь стало приходить много новых верующих, число которых оставалось недостаточно большим. Поэтому во избежание возможного неуважения было решено защитить алтарь и трон, установив специальную преграду.

Первоначальные алтарные преграды напоминали небольшие заборы или ряды столбов. В его верхней части была установлена ​​поперечная перекладина, которая называлась архитравом и венчалась крестом. Так как эта ограда была не очень высокой, роспись апсид алтарей не исчезала из поля зрения верующих. Читая молитвы, они могли беспрепятственно наблюдать за алтарной комнатой.

Позже крест был заменен иконами. Первоначальное расположение икон выглядело примерно так: в центре иконописное изображение праздника Благовещения Божией Матери, по бокам образ Христа Спасителя и Божией Матери, а далее по бокам на них икона святого, почитаемого в районе храма, и храмовая икона (посвященная празднику или святому, названному по имени храма). Ярусный иконостас классического типа впервые появился в Русской Православной Церкви.

Первоначально эти конструкции были копией византийских образцов и состояли из двух или трех уровней.

По сохранившимся документальным свидетельствам, четырехъярусный иконостас датируется первой половиной XV века. Он был установлен в Успенском соборе Владимира, а его роспись выполнили известные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, возведенные в сан святых. К концу 15 века иконостасы этого типа и конструкции получили широкое распространение. Пятый ряд иконостаса впервые появился во второй половине XVI века. С 7 века количество уровней увеличилось еще на два.

Структура и схема классического иконостаса

Классический вариант храмового иконостаса – пятирядный. Рассмотрим, какие особенности и значение имеет каждый из уровней этой структуры.

Нижний ряд

Внизу находится строка под названием «местные». Его главный символ – Царские ворота, створки которых украшены изображениями Благовещения, а также четырех евангелистов. Есть также версии с изображениями Благовещения и Архангела Гавриила в натуральную величину. С правой стороны находится храмовая икона, олицетворяющая святого или религиозный праздник, в честь которого был освящен храм. А слева изображение в честь самого почитаемого местного святого. Слева от двустворчатых дверей большая икона Божией Матери с младенцем на руках, а справа икона Христа Спасителя. Над Царскими вратами часто помещают символ Святого Духа — белого голубя в ярких лучах.

Второй ряд

Следующий ряд известен как деисусный ряд. Другое название — диапазон. По сравнению с первым его структура более сложная, предполагающая большее количество иконок небольшого формата. Его рассказы все о молитве церкви к Иисусу Христу. Центральный образ – Спаситель в силе. С левой стороны находится икона Заступницы. Мария, изображенная в полный рост, держит в одной руке свиток, а ее взгляд направлен влево. С правой стороны находится икона Иоанна Крестителя, крестившего Христа.

Слева и справа от обеих икон расположены многочисленные изображения пророков, главных святых и архангелов Божиих.

Третий ряд

Третий ряд обычно называют праздничным или историческим рядом. Представлены все самые важные и значимые события евангельской истории. В разных храмах может быть разное количество икон в третьем ряду. Главной иконой здесь всегда является Рождество Пресвятой Богородицы. За ним обычно следуют:

  • Знакомство с Храмом;
  • Рождество;
  • свечи;
  • Богоявление;
  • Преображение;
  • Вход в Иерусалим;
  • Распятие;
  • Воскрешение;
  • Вознесение;
  • Сошествие Святого Духа;
  • Спать.

Четвертый ряд

Следующий уровень православного иконостаса называется пророческим. Здание посвящено Ветхому Завету. В центре находится знаменитая икона Оранта, изображающая молящуюся Деву Марию. Непорочная Дева с Младенцем Иисусом на лоне воздевает руки к небу в молитве.

Пятый ряд

Заключительный уровень в классическом иконостасе, типичный для большинства православных храмов, — пятый уровень. Его называют предками, потому что он посвящен самым знаковым старшим фигурам: Адаму, Еве, Авелю, Моисею и другим. В каждом храме выбор предков произволен. Центральным предметом пятой серии является Ветхозаветная Троица, представляющая совет Святой Троицы о жертве Бога для искупления падшего человечества. В верхней части иконостаса находится распятие.

Какие бывают в современных храмах и как расположен

В современных храмах устройство иконостаса, наряду с другими религиозными аспектами, подчинено определенным традициям. Формирование последовательности икон, а также количества ярусов в большинстве случаев зависит от того, каковы характерные черты храмовой архитектуры в конкретном случае.

В сакральных постройках с низкими и плоскими потолками целесообразно делать невысокие иконостасы в один или два яруса. Для того чтобы акцентировать внимание верующих на красоте и величии росписей апсид на алтарях устроены иконостасы, состоящие из трех ярусов. В других ситуациях строятся классические иконостасы, то есть пятиярусные. В святых монастырях России и Украины есть шести- и семиярусные иконостасы. Иконы в этих двух верхних рядах посвящены страстям. (

Реши свои жизненные проблемы. Измени свою судьбу!

Попроси у Вселенной все что захочешь:
⭐ Любовь
⭐ Деньги
⭐ Карьеру
⭐ и другое

Ставы
Добавить комментарий