Что такое пост и как правильно поститься

chto takoe post i kak pravilno postitsya Заговоры

Эта брошюра поможет нам достойно провести очистительные дни Великого поста. В его основу положен известный труд Николая Евграфовича Пестова «Современная практика православного благочестия». Даруй нам, Господи, благоприятный пост!

Сущ­ность и зна­че­ние поста

Инструкции для христианина по посту могут сильно различаться в зависимости от здоровья тела христианина. Вы можете быть совершенно здоровым у молодого человека, не совсем здоровым у пожилого или серьезно больным. Поэтому церковные предписания о посте (по средам и пятницам) или в периоды многократных постных дней (Рождества, Великого поста, Петра и Успения) могут сильно различаться в зависимости от возраста и физического здоровья человека. Все инструкции применимы в полной мере только к физически здоровому человеку. Для физически больных или пожилых людей инструкции следует принимать с осторожностью и осторожностью.

Сколько раз среди тех, кто считает себя христианами, встречается пренебрежение постом, непонимание его значения и сути.

Они считают пост обязательным делом только для монахов, опасным или вредным для здоровья, пережитком древних обрядов, мертвой буквой буквы, на которой пора кончать, или, во всяком случае, чем-то неприятным и угнетающим.

Следует предостеречь всех тех, кто думает так, что не понимает ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они называют себя христианами, ибо живут в сердце своем нечестивым миром, имея свое тело и свое изнежение как культ.

Христианин должен думать в первую очередь не о своем теле, а о своей душе и заботиться о своем здоровье. И если бы он действительно начал об этом думать, то радовался бы посту, в котором все окружение направлено на исцеление души, как в санатории направлено на исцеление тела.

Время поста есть время особой важности для духовной жизни; это «время благоприятное, это день спасения» (2 Коринфянам 6:2).

Если душа христианина жаждет чистоты, ищет духовного здоровья, он должен стараться использовать это время с пользой для души.

Вот почему среди истинных боголюбцев принято возносить взаимные приветствия в начале Великого поста.

Но что такое издание по существу? И нет ли самообмана у тех, кто считает нужным исполнить его только на букву, но не любит и устал от него в душе? И можно ли назвать голоданием только соблюдение каких-то правил о неупотреблении фаст-фуда в разгрузочные дни?

Разве пост есть пост, если, кроме известного изменения в составе пищи, мы не помышляем ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца усердной молитвой?

Надо полагать, что это будет не пост, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Св. Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без поста внутреннего духовного, который состоит в отвращении страстей.

Этот пост внутреннего человека угоден Богу и вознаградит вас за отсутствие телесного поста» (если вы не можете соблюдать последний, как хотите).

То же самое сказано о святителе Иоанне Златоусте: «Кто ограничивает свой пост воздержанием от одной пищи, тот весьма бесчестит себя. Не только уста наши должны поститься, но и глаза наши, и уши, и руки, и ноги, и все тело наше должны поститься».

Как Вы пишете об Александре Ельчанинове: «Существует принципиальное непонимание поста в общежитиях. Пост не важнее сам по себе, как не есть того или иного, или как лишение себя чего-то в наказание — голодание — это всего лишь проверенный способ для достижения желаемых результатов — через истощение тела, для достижения мистического утончения духовных способностей помраченной плотью, и тем легче приблизиться к Богу…

Пост — это не пост. Диабетик, факир, йог, заключенный и простой нищий голодают. Нигде в великопостных богослужениях не говорится о посте только в обычном смысле, то есть как о неупотреблении мяса и т. д. Везде призыв: «Братия, будем поститься телесно, будем поститься и духовно. Поэтому пост имеет религиозное значение только тогда, когда он сочетается с духовными упражнениями. Пост есть очищение. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен для влияния высших сил.Пост разрыхляет это физическое самочувствие человека, и тогда он становится более доступным для потусторонних воздействий, продолжается его духовная наполненность.

Как было сказано выше, человеческая душа тяжело больна. Церковь выделяет определенные дни и периоды времени в году, когда внимание человека должно быть особенно сосредоточено на исцелении душевных болезней. Это дни поста и поста.

Согласно эп. Герман: «Пост есть чистое воздержание для восстановления утраченного равновесия между телом и духом, для восстановления нашему духу его превосходства над телом и его страстями.

У поста, конечно, есть и другие цели (о которых речь пойдет дальше), но главная — изгнание души от нечистого духа — древнего змея. «Сей род изгоняется только молитвою и постом», — сказал Господь Своим ученикам.

Сам Господь дал нам пример поста, постясь 40 дней в пустыне, откуда Он «возвратился в силе Духа» (Лк. 4:14).

Как сказал преподобный Исаак Сирин: «Пост есть оружие, уготованное Богом… Если бы Сам Законодатель постился, то как мог бы не поститься кто-либо из обязанных соблюдать Закон.

До Великого поста род человеческий не знал победы, а диавол не знал поражения… Господь наш был вождем и первенцем этой победы…

И как только диавол увидит это оружие на каком-нибудь человеке, тотчас же убоится тот враг и мучитель, помышляя и вспоминая свое поражение в пустыне от Спасителя, и сила его сокрушится… Кто постится, тот разум его нерушимый» (Слово 30).

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и великопостная молитва должны сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно же, воздержанием от всяких развлечений: походов в театр, кино и в гости, легкого чтения, веселой музыки, просмотра телевизора на долгие часы развлечений и т. д. Если все это все еще привлекает сердце христианина, пусть он стремится вырваться наружу даже в дни Великого поста.

Здесь надо помнить, что преподобный Серафим не только постился в пятницу, но и пребывал в этот день в строгом безмолвии. Как вы пишете о. Александр Ельчанинов: «Пост есть период духовного напряжения. Если мы не можем всю жизнь свою Богу отдать, то посвятим Ему хотя бы безраздельные периоды поста: умножим молитву, умножим милосердие, обуздаем страсти и примиримся с врагами нашими .»

Здесь применимы слова мудрого Соломона: «Всему свое время, и время всему под небом. Время плакать и время смеяться, время плакать и время плясать, время молчать и время говорить и т. д. (Еккл. 3:1-7).

Для физически здоровых людей воздержание от пищи считается основой голодания. Здесь можно выделить пять степеней физического голодания:

  1. Отказ от мяса.
  2. Молочный отказ.
  3. Воздержание от рыбы.
  4. Отказ от нефти.
  5. Полностью лишить себя еды на какое-то время.

Естественно, на более поздние стадии голодания могут вступать только здоровые люди. Больным и пожилым людям больше подходит первая степень голодания.

О силе и эффективности поста можно судить по силе лишений и жертв. И естественно, что не только формальная замена постного стола постным столом составляет истинное голодание: из постной трапезы можно приготовить изысканные блюда и таким образом удовлетворить до известной степени и свое сладострастие, и свое чревоугодие.

Нужно помнить, что человеку, кающемуся и раскаивающемуся в своих грехах, не подобает есть сладко и обильно, хотя (формально) постную пищу во время Великого поста. Можно сказать, что поста не будет, если вставать из-за стола с вкусными постными яствами и чувством переполненного желудка.

Жертв и лишений будет мало, а без них нет истинного поста.

«Почему мы постимся, а вы не видите?» — восклицал пророк Исаия, упрекая иудеев, лицемерно наблюдательных, но сердце которых было далеко от Бога и Его заповедей (Ис. 58:3).

В некоторых случаях сами больные христиане (самостоятельно или по совету духовников) заменяют воздержание от пищи «духовными» постами. Последнее часто понимается как более строгая сосредоточенность на себе: избегание раздражительности, суждений и драк. Это все хорошо, но может ли христианин в обычное время позволить себе грешить, гневаться или осуждать? Ясно, что христианин всегда должен быть «трезвым» и осторожным, опасаться греха и всего, что может оскорбить Святого Духа. Если вы не можете сдерживать себя, то, вероятно, будете в обычные дни и в Великий пост. Так что замена пищевого поста подобным «духовным» постом часто обречена на провал.

Поэтому в тех случаях, когда христианин из-за болезни или сильного недостатка в пище не может соблюдать обычные правила поста, пусть делает для этого все возможное, например: отказывается от всех увеселений, сладостей и нежных блюд, постится хотя бы по средам и пятницам он будет стараться, чтобы самая вкусная еда подавалась только в праздничные дни. Если христианин по старческой болезни или нездоровью не может отказаться от постной пищи, то он должен хотя бы несколько ограничить ее в дни поста, например, не есть мяса; Короче говоря, в какой-то степени все еще голодает.

Одни отказываются от поста из боязни ослабить свое здоровье, проявляя болезненную подозрительность и маловерие, и всегда стремятся обильно питаться фаст-фудом, чтобы добиться крепкого здоровья и сохранить тело «жирным». А как часто они страдают от всевозможных болезней желудка, кишечника, почек, зубов…

Помимо проявления чувства раскаяния и ненависти к греху, пост имеет и другие аспекты. Время Великого поста – это не случайные дни.

Среда есть предательство Спасителя — высшее из мгновений греха и позора человеческой души, идущей в лице Иуды на предательство Сына Божия за 30 сребреников.

Пятница — это терпение устрашений, мучительных страданий и крестной смерти Искупителя человечества. Помня о них, как христианину не ограничиться воздержанием?

Великий пост – это путь Богочеловека к Голгофской жертве.

Человеческая душа не имеет права, не смеет, если она христианская, пройти равнодушно через эти величественные дни, знаменательные вехи времени.

Как смеет же она быть одесную Господа на Страшном Суде, если Он равнодушен к Своей боли, крови и страданиям в дни, когда о них вспоминает вселенская Церковь, земная и небесная.

Каким должно быть голодание? Здесь нельзя дать общую меру. Это будет зависеть от состояния здоровья, возраста и условий жизни. Но здесь надо обязательно повредить свою плоть и свое сладострастие на всю жизнь.

В настоящее время, время ослабления и упадка веры, те правила поста, которые в старину строго соблюдались благочестивыми русскими семьями, кажутся нам недостижимыми.

Вот, например, из чего состоит Великий пост по уставу церкви, обязанность которого одинаково распространяется и на монаха, и на мирянина.

Согласно этому письму, Великий пост полагается: вообще не есть в течение всего дня в понедельник и вторник первой недели и в пятницу Страстной недели.

Только самые слабые могут есть во вторник вечером первой недели. Во все остальные дни Великого поста, кроме субботы и воскресенья, разрешается только сухая пища и только один прием пищи в день (хлеб, овощи, горох) без масла и воды.

Вареные блюда с растительным маслом разрешены только по субботам и воскресеньям. Вино разрешается только в поминальные дни и долгие службы (например, в четверг пятой седмицы). Рыба: только на Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье.

Хотя такая мера кажется нам чрезмерно суровой, тем не менее, для здорового организма она осуществима.

В жизни старинной русской православной семьи можно увидеть строгое соблюдение разгрузочных дней и постов. Даже князья и короли постились, как многие монахи, наверное, сейчас не постятся.

Например, царь Алексей Михайлович обедал во время Великого поста только три раза в неделю: по четвергам, субботам и воскресеньям, а в остальные дни ел только кусок соленого черного хлеба, соленые грибы или огурец с квасом.

Некоторые египетские монахи в древности практиковали полное воздержание от пищи в течение сорока дней Великого поста, следуя в этом отношении примеру Моисея и Самого Господа.

Один из братьев Оптиной Пустыни, схимонах Вассиан, живший здесь в середине XIX века, постился два раза по сорок дней. Этот монах, кстати, как и преподобный Серафим, в немалой степени питался травой «тонкой». Он дожил до 90 лет.

37 дней инокиня Любовь Марфо-Мариинской обители не ела и не пила (кроме одного причастия). Следует отметить, что во время этого поста она не чувствовала никакого ослабления своих сил и, как говорили о ней, «голос ее эхом отдавался в клиросе, как будто он был еще сильнее, чем прежде».

Он постился перед Рождеством; она закончилась в конце литургии Рождества, когда он вдруг почувствовал непреодолимое желание есть. Не в силах больше контролировать себя, он сразу же пошел на кухню есть.

Следует, однако, отметить, что описанная выше и рекомендованная Церковью норма Великого поста уже не считается всеми столь строго обязательной. Церковь рекомендует, как минимум, только переход от поста к постной пище по своим предписаниям для каждого из постных и разгрузочных дней.

Соблюдение этой нормы для относительно здоровых людей считается обязательным. Однако больше оставляет на усердие и усердие каждого христианина: «Милости хочу, а не жертвы», говорит Господь (Мф. 9:13). Мы должны помнить, однако, что пост нужен не для Господа, а для нас самих, чтобы спасти свои души. «Когда вы постились… вы постились для меня?» говорит Господь устами пророка Захарии (7:5).

Есть и другая сторона голодания. Его время подошло к концу, Церковь торжественно празднует праздник, завершающий пост.

Может ли кто-нибудь знать и достойно прожить эту вечеринку в своем сердце, кто так или иначе не участвовал в этом посте? Нет, вы почувствуете себя дерзкими в притче Господней, дерзнув прийти на вечеринку «не в брачных одеждах», то есть не в духовных одеждах, очищенных покаянием и постом.

Даже если человек по привычке пойдет на праздничную службу и сядет за пиршественный стол, он почувствует только смущение совести и холод в сердце. И его внутреннее ухо услышит обращенные к нему страшные слова Господа: «Друг, как ты попал сюда без своего свадебного платья?» И душа его будет «брошена во тьму внешнюю» и останется во власти уныния и скорби, в атмосфере духовного голода — «плача и скрежета зубов».

Помилуй себя, пренебрегающих, избегающих и бегущих от поста.

Пост воспитывает в человеческом духе способность бороться со своими поработителями: сатаной и растленным и развращенным телом. Последний должен быть послушен духу, но на самом деле он чаще является хозяином души.

Как пишет пастор отец Иоанн Сергеевич (свт. Иоанн Кронштадтский – Ред.): «Кто отвергает пост, тот обезоруживает себя и других против своей многочисленной плоти и против диавола, который силен против частного нашим непротивлением, от которого все грехи пружины».

Истинный пост — это борьба; это в полном смысле «прямой и узкий путь», о котором Господь говорил о спасении.

Господь повелевает нам скрывать свой пост от других (Мф. 6:18). Но христианин не может скрыть свой пост от соседей. Тогда может случиться, что родственники и друзья вооружаются против постящегося: «пожалей себя, не мучени себя, не убивай себя» и т. д.

Поначалу легкие, убедительные слова близких могут позже превратиться в раздражение и упреки. Дух тьмы восстанет против постящегося через его близких, будет возражать против поста и насылать искушения, как он когда-то пытался сделать Господу постом в пустыне.

Пусть христианин предвидит все это. И не следует ему ожидать, что, начав поститься, тотчас же получит благодатные утешения, теплоту в сердце, слезы покаяния и сосредоточение в молитве.

Это не приходит сразу; его также нужно завоевывать борьбой, делами и жертвами: «Служи мне, и тогда ешь и пей», — говорит притча рабу (Лк. 17:8). Прошедшие путь сурового поста свидетельствуют даже об ослаблении молитвы временами в начале поста и притуплении интереса к духовному чтению.

Пост — это лекарство, и последнее часто бывает трудным. Только по окончании его течения можно ожидать выздоровления, а от поста можно ожидать плодов Святого Духа: мира, радости и любви.

По своей сути пост – это акт веры и дерзновения. Пост угоден и угоден Господу как порыв души, ищущей чистоты, стремящейся сбросить оковы греха и освободить дух от рабства тела.

Церковь также считает его одним из самых действенных средств, с помощью которых гнев Божий может быть обращен в милость или волю Господа, склонную к исполнению молитвенной просьбы.

Так, Деяния описывают, как христиане Антиохии «постились и молились» (Деяния 13:3) перед тем, как отправиться на проповедь святых Павла и Варнавы.

Поэтому пост практикуется в церкви как средство подготовки к любому начинанию. Когда в чем-либо нуждались, отдельные христиане, монахи, монастыри или церкви постились с усиленной молитвой.

Пост имеет и другую положительную сторону, на которую указал ангел в видении Эрмы (см. книгу Пастор Эрма).

Заменив ее более простой и дешевой пищей или уменьшив ее количество, христианин может сократить свои расходы. И это позволит вам тратить больше денег на дела милосердия.

Ангел дал следующее наставление Ерме: «В день Великого поста не ешь ничего, кроме хлеба и воды, и, подсчитав расходы, которые бы ты сделал в этот день на пищу, по примеру минувших дней, отложи остальное. в тот день и отдай вдове, или сироте, или бедному, и так смиришь душу твою, и получающий от тебя насытится и помолится о тебе Богу».

Ангел также указал Гермесу, что пост не является самоцелью, а лишь вспомогательным средством для очищения сердца. И пост тех, кто стремится к этой цели и не соблюдает заповедей Божиих, не может быть угоден Богу и бесплоден.

В самом деле, отношение к посту является пробным камнем для души христианина в ее отношении к Церкви Христовой и через нее ко Христу.

Как вы пишете об Александре Ельчанинове: «…В посте человек проявляет себя: одни проявляют высшие способности духа, а другие только становятся раздражительными и злыми — пост раскрывает истинную сущность человека.

Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. В противном случае к ней присоединятся равнодушные ко Христу и к религии, к которым, по словам о. Валентин Свенцицкий:

«Едят все — и в Великий Четверг, когда совершается Тайная Вечеря и отдается Сыну Человеческому; и в Страстную Пятницу, когда мы слышим вопль Девы Марии пред гробом Распятого Сына в день его погребения. .

Для таких нет ни Христа, ни Девы Марии, ни Тайной Вечери, ни Голгофы. Какой у них может быть офис?»

Обращаясь к христианам, о. Валентин пишет: «Храните и соблюдайте пост, как великую церковную святыню. Всякий раз, когда вы воздерживаетесь от запретного быстрого быстрого пост в постные дни, вы со всей церковью. Вы делаете в совершенном единодушном и единодушном, что все церковь и все Святые Божьи сделали с первых дней церкви. И это даст вам силы и твердость в вашей духовной жизни.

Смысл и цель поста в жизни христианина могут быть суммированы в следующих словах Святого Исаака Сирийца:

«Пост — это защита всей добродетели, начало борьбы, корона умеренности, красота девственности, источник целомудрия и благоразумия, учитель неподвижности, предвестник всех добрых дел …

От поста и воздержания рождается в душе фруктом: знание загадок Бога ».

Рас­су­ди­тель­ность в посте

Однако все сказано о постах, опять же, применимо только к здоровым людям. Как и все добродетель, пост также требует благоразумия.

Как говорит почтенный Касиано Эль Романо: «Стремление, как говорят святые отцы, одинаково вредны с обеих сторон, как избыток поста, так и сыто Используя пост и попал в самую страсть к обжогу из -за немощи, возникающей в результате чрезмерного поста.

Кроме того, несмертное воздержание более вредно, чем обжорство, потому что с последнего, через покаяние, можно перейти на правильное действие, но от первых нет.

Общее правило умеренности в воздержании заключается в том, что каждый, в соответствии с его силой, телесным состоянием и возрастом, должен принимать столько пищи, сколько необходимо, чтобы сохранить тело здоровым, и не столько, сколько требуется желание сытости.

Монах должен выполнять работу пост так же мудро, как будто он останется в теле сто лет; и, таким образом, прекратить духовные движения-возмущения, прекращая боли, не причиняют боли ни на что-как тот, кто может умереть каждый день ».

Стоит вспомнить, как Павел предупредил тех, кто был неразумным (произвольным и самоуверенным), чтобы быстро-«В нем появляется мудрость в добровольном обслуживании, смирении и утомлении тела, в определенном пренебрежении к еде плоти «(Кол. 2: 2. 3).

В то же время пост — это не ритуал, а тайна человеческой души, которую Господь приказывает нам прятаться от других.

Господь говорит: «Когда вы поститесь, не теряете сердца, как лицемеры, которые надевают мрачные лица, чтобы казаться поститься. Поистине я говорю вам, они уже получили свою награду.

Но вы, когда поститесь, помазаете голову и моете лицо, что вы, возможно, не поститесь перед мужчинами, но перед отцом, который в тайне, и ваш отец, который видит в тайне, будет открыто вознаградить вас »(Матфея 6 : 16-18).

Вот почему христианин должен скрыть как свое покаяние — молитву и внутренние слезы — и его пост и воздержание от еды.

Здесь нужно бояться какого -либо откровения о его отличии от других и иметь возможность скрывать от них свои достижения и его трудности.

Вот несколько примеров этого из жизни святых и аскейков.

Святой Макарий Великий никогда не пил вино. Однако, посещая других монахов, он не отказывался от вина, скрывая свое воздержание.

Но его ученики пытались предупредить своих хозяев, сказав им: «Если вместо вина он пьет, то знайте, что когда он вернется домой, он даже лишает себя воды.

Ударнику Оптины Леонид когда -то пришлось провести несколько дней в доме епархии епископа. Стол последнего был полон рыбы и различных вкусных блюд, совершенно не похожий на скромную блюдо из эрмитажа Optina Hermitage.

Старик не отказывался от вкусных блюд, но когда он вернулся в Оптину, он лишал себя еды в течение нескольких дней, как будто, чтобы восполнить потерянное воздержание своих гостей.

Во всех тех случаях, когда пост должен есть с другими более слабыми братьями, он не должен, согласно инструкции святых отцов, упрекать их за их воздержание.

Вот почему Св. Исайя пишет: «Если хочешь удостовериться, что воздержишься более других, то уединись в отдельной келье и не огорчай немощного брата своего.

Не только для того, чтобы остерегаться тщеславия, нужно стараться не выставлять напоказ свое положение.

Если по какой-либо причине пост смущает других, вызывает упреки или, быть может, насмешки, обвинение в лицемерии и т. п., — и в таких случаях следует стараться хранить тайну поста, храня ее в духе, но удаляясь от нее. формально. Здесь применима заповедь Господа: «Не мечите жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6).

Пост будет неразумным, хотя бы и помешал гостеприимству лечащих вас; Этим мы будем упрекать окружающих в пренебрежении постом.

О митрополите Московском Филарете рассказывается следующая история: однажды он пришел в свой духовный детский дом как раз к обеду. В знак гостеприимства его должны были пригласить на обед. Мясо подавали к столу, и день был постным.

Митрополит не показывал лица и, не смущаясь хозяев, ел скромно. Так снисхождение к душевной немощи ближнего и любовь ставят выше соблюдения поста.

Вообще к церковным учреждениям не следует относиться формально и, следуя четким правилам, не должно быть исключений из последних. Мы также должны помнить слова Господа о том, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Марка 2:27).

Как пишет митрополит Московский Иннокентий: «Были примеры, что даже монахи, как святитель Иоанн Лестивийский, во все времена потребляли всякую пищу и даже мясо.

Но сколько? Настолько, что я могу только жить, и это не помешало ему достойно участвовать в Святых Таинствах и, наконец, стать святым…

Конечно, неразумно нарушать пост без необходимости, поедая фаст-фуд. Тот, кто может соблюдать пост, анализируя пищу, делает это; но, главное, соблюдай и не нарушай поста души, и тогда твой пост будет угоден Богу.

А кто не может заказать пищу, тот потребляет все, что дает Бог, но без излишеств; а с другой стороны, обязательно постись строго душою, умом и помыслами, и тогда твой пост будет так же угоден Богу, как пост строгого отшельника.

Цель поста — облегчить и подчинить тело, обуздать желания и обезоружить страсти.

Вот почему церковь, спрашивая его о пище, не спрашивает так много: какую пищу ты ешь? — Сколько о том, для чего вы его используете?

Сам Господь одобрил поступок царя Давида, когда ему пришлось нарушить правило по необходимости и съесть «хлебы приношения, которых ни он, ни бывшие с ним не должны были есть» (Мф. 12:4).

Поэтому, при необходимости, можно делать послабления и исключения во время Великого поста, даже при болезни и немощи тела и в старости.

Приложение Св. Павел пишет своему ученику Тимофею: «Пей впредь не одну воду, но пей немного вина, ради желудка твоего и частых твоих болезней» (1 Тимофею 5:23).

Святитель Варсонофий Великий и Иоанн говорят: «Что есть пост, как не наказание тела, чтобы здоровое тело подчинить и сделать немощным для страстей, по апостолу: «Когда я немощен, тогда силен». ?(2 Коринфянам 12:10).

И болезнь выше этого наказания и вменяется вместо поста, ценится даже выше его. Кто терпит, вознося благодарение Богу, тот терпением получает плод спасения своего.

Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно уже ослаблено болезнью.

Слава Богу, что ты свободен от работы поста. Если будешь есть десять раз в день, не беспокойся: тебя за это не осудят, потому что ты делаешь это не для своей пользы».

Об исправлении нормы поста преподобные Варсонофей и Иоанн дают еще такое наставление: «О посте говорю тебе: коснись сердца твоего, не украдет ли его у тебя тщеславие, и если не украдено у тебя, коснись второго ? Опять же, если этот пост не делает вас слабыми в делах, потому что этой слабости не должно быть, и если он не вредит вам, то ваш пост правильный».

Как сказал отшельник Никифор в книге В. Свенцицкого «Граждане Неба», «Господь требует не голода, а подвига. Подвиг — это то, что человек может сделать больше своими силами, а остальное — благодатью. Сила наша теперь слаба, и Господь не требует от нас великих дел.

Я много раз пробовал голодать и вижу, что не могу. Я изнурен; У меня нет сил молиться, как следует. Однажды я так ослабел от поста, что не могу произнести правило, чтобы встать».

Вот пример неправильного голодания.

Эп. Герман пишет: «Усталость есть признак неправильного поста, она так же вредна, как и пресыщение. И великие старцы ели суп и масло в первую неделю Великого поста. Больной плоти нечего распинать, но ее надо поддерживать».

Так что любое ослабление здоровья и работоспособности во время голодания – это уже показатель его неправильности и переусердствования.

«Я больше люблю уставать от работы, чем от поста», — сказал пастор своим духовникам.

Лучше всего, когда постом руководит совет опытных духовных наставников. Мы должны помнить следующий случай из жизни св. Пэкомия Великого. В одном из его монастырей лежал в больнице монах, измученный болезнью. Он попросил слуг дать ему мяса. Они отказались от этой просьбы, согласно правилам монастырских уставов. Больной попросил, чтобы его отвезли в Святую Пакомию. Преподобный был поражен крайним исхуданием преподобного, заплакал, глядя на больного, и стал упрекать братьев в больнице за их жестокосердие. Он приказал немедленно исполнить просьбу больного, укрепить его ослабевшее тело и оживить унылую душу.

Мудрая подвижница благочестия игумения Арсения писала престарелому и больному брату епископа Игнатия Брянчанинова в дни Великого поста: «Боюсь, что ты обременяешь себя тяжелой постной пищей и прошу тебя забыть, что пост ныне , и есть постную, питательную и легкую пищу. Разница дней дана нам церковью, как уздечка здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости».

Однако тем, кто постится из-за болезни или другого недомогания, следует помнить, что может быть определенная доля неверия и невоздержания.

Посему, когда духовным чадам старца о я, по немощи моей, святой пост нарушил», и не думать, что это как бы нужно.

Говоря о посте, как о бедности и изменении состава пищи, следует отметить, что Господь ничему не вменяет этот поступок, если христианин при этом не соблюдает заповедей Господних о любви, милосердии, бескорыстном служении своего ближнего… то есть все, что спросят у него в день Страшного Суда (Мф 25:31-46).

И бедных скитальцев введи в свой дом; когда увидишь нагого человека, одень его и не прячься от своей дворняги. Тогда твой свет откроется, как заря, и скоро твой разум возрастет, и твоя истина пойдет перед тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты возопиешь, и Господь услышит; вы будете кричать, и он скажет: «вот я» (Исайя 58:3-9).

Этот замечательный отрывок из Исаии упрекает многих, как простых христиан, так и пастырей Христова стада. Он осуждает тех, кто думает, что может спастись, только соблюдая букву поста и забывая заповеди милосердия, любви к ближнему и служения. Он упрекает тех пастырей, которые «связывают бремена тяжкие и невыносимые и возлагают на плечи народа» (Мф. 23:4). Это пастыри, требующие от своих духовных чад неукоснительного соблюдения «правила» поста, независимо от их преклонного возраста или немощи. Ведь Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13).

Реши свои жизненные проблемы. Измени свою судьбу!

Попроси у Вселенной все что захочешь:
⭐ Любовь
⭐ Деньги
⭐ Карьеру
⭐ и другое

Ставы
Добавить комментарий