Прозвище «патриарх» закрепилось за Василием Беллавеном, когда он был еще студентом Духовной академии. Почему? Сложно сказать. «В учебном году он был мирянином и никоим образом не проявлял своих монашеских наклонностей», — писал один из сокурсников будущего патриарха.

🔮 Маг Белогор — Хранитель древних знаний предков 🔮
🌟 Помощь в самых сложных ситуациях на основе древних традиций и ритуалов 🌟
✔️ Возвращение любви и гармонии в отношения
✔️ Защита от порчи и негативного влияния
✔️ Очищение и восстановление энергетического поля
✔️ Поддержка успеха в карьере и жизни
✔️ Обретение внутренней силы и уверенности
Прозвище оказалось пророческим, хотя вряд ли кто-то из сокурсников Беллевена всерьез его рассматривал: патриаршество в России было упразднено при Петре Великом.
«В речах Христовых нет ни «прекрасных слов», ни благозвучия, ни блеска красноречия, ни крепких фраз, ни всей той мишуры, которой иногда украшается человеческое слово, чтобы прикрыть свою слабость», — писал юный Василий Беллавин в своем очерк «На лице Господа Иисуса Христа», опубликованный журналом «Странник» в 1890 году.
Не было ни блеска, ни мишуры (даже представительского вида, и иконописцам конца ХХ века приходилось ломать голову над тем, как передать на иконах «неканонические черты»: кустистые брови и «картофельный… нос»), но не было слабость к маскировке Не случайно в 1917 году именно Василий Беллавин, прозванный «добрейшим» епископом Русской Церкви, стал ее патриархом.
Каким человеком был святитель Тихон, рассказывает священник Дмитрий Сафонов, кандидат исторических наук, кандидат богословия. Его книга «Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси и его время» выдержала уже два издания.
«Я хотел показать патриарха Тихона как человека, а не как икону»
«Святитель Тихон окончил семинарию в 1884 году и принял монашество только в 1891 году. Разве монашество не было его первоначальной мечтой?
— У Василия Беллавина была девушка, дочь священника, тоже из Псковской епархии. Когда он уехал учиться в Петербургскую Академию, Мария осталась ждать его. А когда вернулся, узнал, что она вышла замуж и уже родила сына. Он ни в чем его не упрекнул, только спросил: «Ты счастлив?» Она ответила: «Я счастлива».
А через некоторое время стал монахом. Это монашество, конечно, было не по несчастной любви, а по выбору: он видел в случившемся Промысел Божий.
Каким человеком был Патриарх Тихон? Не по долгу, а по сердцу? Каким был его характер?
— Два тома «Современники о Патриархе Тихоне», составленные М.Е. Губониным, недавно вышли в издательстве ПЦУ. Губонин. Оттуда можно узнать, что еще на семинаре однокурсники заметили его кроткий и совершенно безобидный характер. Патриарх Тихон был очень искренен, любил людей и умел расположить к себе людей.
Его Святейшество всегда был очень сердечен с духовенством. Это проявилось уже в первые годы его архипастырского служения сначала в Америке (1898-1907), а затем в Ярославле (1907-1913) и Литве (1914-1917) — он старался познакомиться с каждым священником лично, поговорить с его, утешить всех и даже помочь ему материально. У святого также было прекрасное чувство юмора.
Из воспоминаний современников:
12 июля 1919 года на патриарха было совершено покушение: женщина из толпы ударила его ножом в бок. Патриарха спас кожаный ремень, смягчивший удар.
«С каким спокойствием он говорил в своих покоях в Лавре после литургии о случившемся с ним. И как красочно и любезно описал владыка всю сцену покушения, когда перепуганное духовенство бросилось к карете раненого патриарха, как протоиерей храма (если не изменяет память, Хотовицын) поднял над головой окровавленный нож и театрально воскликнул: «Православный, патриарх ранен!» , толпа подумает, что этот священник зарезал меня и, не дай Бог, побьют!» Вот пример мужества, не бросившего Патриарха, который на всю жизнь засел в моем сердце». Протоиерей Дмитрий Хвостов. (Цитата из книги «Современники о Патриархе Тихоне»)
Слева от Люблинского Спасо-Преображенского собора, где служил епископ Тихон. Фото 1891 года. Справа — первый том книги «Современники о патриархе Тихоне».
— Когда Патриарх Тихон сидел в заточении в Донском монастыре, его охраняли красноармейцы, в том числе комсомолка Мария Вешнева. Она, неверующая, лично враждебная патриарху, сказала в конце своего пребывания у него так:
«Интеллектом я понимаю, что он враг и, очевидно, очень опасен. И ничего враждебного в общении с ним я не чувствую. Он прекрасно к нам относится. Всегда внимателен, ласков, такой же. Я не видел его раздраженным или сварливым .
Он подарил комсомолке вышитую салфетку на память, сказав: «Это сувенир из времен Донского». Ничего особенного она для него не делала, только не зверствовала, не обижала его, а поступала по инструкции, а он поздравлял ее с Рождеством, Пасхой, дарил ей подарки и излучал доброту и любовь.
Поэтому, конечно, образ святителя Тихона сегодня очень важен. Не только как Предстоятель Церкви, выживший, несмотря на гонения и притеснения со стороны властей, но и как отец православного народа, каким он был для своих современников.
Слово «патриарх» переводится как «отец отцов». Когда монархия закончилась, он стал главой народа не только в духовном, но и в этническом смысле.
Самый добрый
В результате тайного голосования были избраны три кандидата на Патриарший Престол, при этом митрополит Тихон получил наименьшее количество голосов.
— В 1917 году было три основных патриарших кандидата: митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Арсений (Стадницкий) и митрополит Тихон. В народе их называли «самыми умными», «самыми строгими» и «самыми добрыми». Почему к будущему патриарху Тихону прикрепили термин «тип»?
— Я не думаю, что этот парень имел в виду глупых и ленивых, он просто выделил самое очевидное качество. Митрополит Антоний (Храповицкий) был смелым богословом, полемистом, страстно отстаивавшим свои взгляды на будущее Русской Церкви; Митрополит Арсений (Стадницкий) действительно имел репутацию строгого академического епископа. Оба были достойными иерархами нашей Церкви.
Но жребий выпал на святителя Тихона, и в этом мы видим промысел Божий. Воинственность митрополита Антония (Храповицкого) по отношению к советской власти просто бесит; это могло привести к большим жертвам среди христиан, возможно, просто неоправданным.
Подавленный природой, Патриарх Тихон умел видеть и во врагах народа Божия, и в коммунисте человека часто обманутого, сбитого с толку, опьяненного, но любимого Богом. Патриарх Тихон тоже умел видеть реальность. В Советской власти, особенно когда выяснилось, что она не на месяц, а надолго, Патриарх Тихон увидел исполнение мысли апостола Павла: «Нет силы, кроме Божией».
Американский келейник
— Были ли у святителя Тихона еще до того, как он стал архиепископом, близкие люди, друзья, которым он полностью доверял?
— Он был монахом, поэтому трудно говорить о дружбе. Известно, что он был очень ласков со своей матерью. Был у него и келейн Яков Полозов, прослуживший почти двадцать лет (с 1902 по 1921 год). Они познакомились в Америке, куда приехал работать Полозов, а затем Полозов последовал за епископом Тихоном в Россию.
Этот человек был очень близок с ним, называя его в своих письмах «мой Джейкоб». Когда Яков Анисимович женился, патриарх стал крестным отцом его сына.
Большевики даже пытались распустить слух о том, что Яков Анисимович — внебрачный сын патриарха. Правда, мало кто поверил этому слуху, так как его нелепость была очевидна (патриарх был старше келеина всего на 14 лет).
Уже в 1921 году большевики стали угрожать Якову Полозову, чтобы оказать давление на патриарха. В 1921 и 1922 годах Полозов был арестован.
Из воспоминаний современников:
«Все преподносят мне сюрпризы», — пожаловался Патриарх. — Забрали моего Якова Анисимовича, что им надо? Возьми меня, а не его. Я напишу Калинину, что Полозов обвинен, хотя он совершенно невиновен, об этом узнают даже за границей, и конференция не одобрит. потому что я расстроюсь на Якова Анисимовича. (Цитата из «Современников о Патриархе Тихоне»)
Якобы эта запись сделана со слов архиепископа Евдокима (Мещерского), сотрудничавшего с ГПУ. Дело в том, что архиепископ Евдоким сменил святителя Тихона на посту администратора Северо-Американской епархии после его отъезда из США и, должно быть, встречался с Иаковом Полозовым, служившим Патриарху в США.
А в декабре 1924 года произошло целое инсценированное событие: неизвестные ворвались в дом на территории Донского монастыря, где жил Патриарх, якобы с целью кражи (хотя воровать было нечего, и помещение охранялось внутри и снаружи КГБ), а когда Яков Анисимович вышел перед Патриархом Тихоном, то был ранен выстрелом в грудь. Так он и умер на руках святого.
После этого патриарх попал в больницу с проблемами с сердцем. Ему потребовалось много времени, чтобы снова служить. Лишь в марте 1925 года, в начале Великого поста, Патриарх Тихон начал посещать свои первые богослужения. Но тут вмешивается «кто-то в сером» — начальник VI отдела ОГПУ Евгений Тучков, который пытается заставить патриарха подписать «Декларацию о верности», как называли ее большевики.
На самом деле это документ, который митрополит Сергий (Страгородский) подписал в 1927 году, но Патриарх Тихон, несмотря на все давление, отказался подписать.
Из воспоминаний современников:
Инокина Анфия, старшая сестра Серафимо-Дивеевского монастыря в Москве, рассказывала, что в начале 1921 года в ее подвал поселился молодой, только что рукоположенный епископ Варнава (Беляев) и две келейки. Вскоре один из келейников, по словам епископа Варнавы, «умер», и епископ Варнава предложил отвезти его на Троицкое подворье, где находился патриарх Тихон, «для лечения».
«Тогда Его Святейшество подошел к носилкам, — рассказывает инокиня Анфия, — благословил ее, на носилках, под простыней, широкий крест… Потом посмотрел на эту проницательную простыню… и вдруг в гневе воскликнул: голос : «Именем Господа нашего Иисуса Христа говорю тебе: вставай!!! Куда делась простыня! Где носилки.
А что случилось с нами здесь, я не могу знать. А сколько страха Бог знает сколько настрадалось! Как овцы, мы прижимаемся к стене, толкая друг друга, а сами дрожим: нет сил. И Его Святейшество повернулся к двери и повернулся к себе… А я только успела шепнуть нашим монахиням: «Бегите, сестрички, бегите, милые!» — Они разлетелись во все стороны и взорвали лестницу… Вот что случилось. А сейчас, насколько я помню, руки и ноги трясутся… Знаем!
Поясняя вышеизложенное, матушка Анфия утверждает, что, хотя лично для нее во всем этом деле есть много загадочного и необъяснимого, несомненно, по ее мнению, что «эта резинка» сделана с целью «подкопать Святое». противники Церкви, которые тогда начинали поднимать голову, или, может быть, даже атеисты. Но: не получилось! Трудно понять: дело неясное… При этом совершенно категорично утверждается, что «мертвая» келейна действительно была «как дощечка», полностью окаменела. Она трогала его голыми руками и говорит, что ни руки, ни ноги не были согнуты, когда его перекладывали с кровати на носилки. Было ли это чудесным событием или провокацией, ясно одно».)
«Пусть имя мое погибнет в истории«
— Как проявились личные качества патриарха во времена гонений на Церковь? Что было для него самым трудным в эти годы?
— Думаю, самым сложным для патриарха было найти правильное решение. Ведь Русская Церковь оказалась в такой ситуации впервые. Прожив века под «опекой» генерал-прокурора и царя, почти не имея опыта самостоятельности, Церковь в феврале 1917 года получила статус свободной Церкви, а через девять месяцев стала гонимой. Едва ли кому-либо из Предстоятелей Церкви приходилось сталкиваться с такой сложной и драматичной задачей.
Советская власть пыталась морить голодом Патриарха Тихона с двух сторон: постоянным шантажом, когда угрожали расстрелом арестованным в связи с захватом церковных сокровищ московским священникам (сам Патриарх не боялся угроз и компромиссов, он говорил: «Пусть мое имя погибнет в истории, если Церковь сделала добро»). С другой стороны, требовали подписать обращения, порочащие Церковь.
Все эти стратегические операции разрабатывались, конечно, не сравнительно молодым и малообразованным Евгением Тучковым, а людьми постарше, образованными, «с большим революционным опытом», как говорили тогда Лев Троцкий и другие.
И Патриарх Тихон, не имея общецерковного и личного опыта, на который он мог бы опереться в решении этих новых задач, мог всецело полагаться на одного Бога, молясь по ночам, чтобы не принять неверного решения.
Он умел читать знамения Божии, которые Господь посылал ему. Это не всегда сразу раскрывалось. Как молился Христос: «Отче Мой, если возможно, да минует меня чаша сия, но не так, как Я хочу, но как Ты», — молился Святейший Патриарх Тихон.
В то же время он ни на кого не производил впечатление внешностью исихаста; его действия и манеры часто воспринимались критически даже в церкви. «Хи-хи-хи-хи, и кота погладь», — так описал свою встречу с патриархом архиепископ Феодор (Поздеевский).
Но неискушенный патриарх всегда впереди церковных ученых мужей. Ни одной спецоперации большевиков за время его пребывания на посту Патриарха Русской Церкви проведено не было; собственно, это и стало причиной безвременной кончины Патриарха Тихона 7 апреля 1925 года.
«Нет, я не могу»
— Сегодня звучат упреки в адрес Патриарха Тихона за то, что он первым подписал компромиссный документ об отношениях между Церковью и советской властью, подготовив тем самым «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года и последующую «компромиссную» политику Церкви. . Каковы аргументы за и против авторства этого первого документа? Насколько этот документ соответствует характеру и личности патриарха?
— Действительно, после смерти патриарха Тихона, 15 апреля 1925 года, в газете «Известия» был опубликован текст «Заветное послание». Вот мой источник исследований на эту тему.
В ней я сравнил варианты «Завещания», сохранившиеся в исследовательском деле Патриарха Тихона, и «Заявления» митрополита Сергия (Страгородского), изданного в 1927 г., и пришел к выводу, что основной текст «Завещания» был предложен Патриарху Тихону еще в марте 1925 г.
Написано, конечно, ЧК — где вы увидели термин «декларация» на языке церкви? Это чисто советская фразеология. Да и сам текст, впоследствии переданный на подпись митрополиту Сергию и подписанный им, состоит из совершенно нецерковной фразеологии.
Версия «Декларации» 1927 года, написанная сегодня в ВЧК, поддерживается ведущими церковными экспертами кафедры новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Патриарх Тихон был категорически против подписания этого текста. Ближайший его помощник, митрополит Петр (Полянский), впоследствии считал, что необходимо подписать (впоследствии он изменит свою точку зрения и не пойдет на компромисс с властями), приезжая каждый раз в больницу и уговаривая патриарха.
Врач в больнице, это была частная клиника на Остоженке, вспомнил, что слышал только голос патриарха за дверью палаты:
«Нет, я не могу, я не могу. После визитов митрополита Петра патриарх каждый раз заболевал. Ему предлагались варианты: один, два, три, текст смягчался, но патриарх отказывался подписывать ни одну из своих правок.
А когда Его Святейшество скончался, была опубликована последняя из принесенных ему версий, которую он, как и все предыдущие, не подписал. Текст сопровождался факсимиле первой подписи Патриарха; в 1925 году его почерк был совсем другим. А в 1927 году первый вариант этого текста, наиболее просоветский, предложили подписать митрополиту Сергию, и он согласился.
Сегодня только незнание современных материалов по изучению этой темы позволяет говорить об истинном авторстве Ковенантского Обращения.
Еще при жизни патриарха целью властей было опорочить и скомпрометировать патриарха, пользовавшегося большим авторитетом в народе. Со своей стороны публиковались заявления и интервью, которые он не мог отрицать, а только в своем окружении говорил: «Не верьте, я этого не говорил, это неправда.
Из уст в уста эти слова разнеслись по Москве, и люди перестали воспринимать публицистические публикации от имени патриарха. Не случайно никто из его современников, ни москвичей, ни иностранцев, не верил в подлинность «Завещания».
Только позднее поколение церковных историков, выросших после войны и не знавших реалий 1920-х годов, стало считать авторство этого документа Патриархом Тихоном само собой разумеющимся.
7 апреля 1925 года Патриарх Тихон скончался. Ему было всего 60 лет, он был самым молодым патриархом в нашей современной истории.
В конце праздника Благовещения, в 23 часа 45 минут, скончался мученически. Не только потому, что есть косвенные доказательства того, что его смерть была неестественной; во всяком случае, он был уже тяжело больным человеком. Более сорока дней он находился во внутренней Лубянской тюрьме, а после этого была тяжелая моральная и физическая изоляция в Донском монастыре.
Власти должны были как-то избавиться от несговорчивого патриарха. Еще в 1923 году его хотели расстрелять, но агенты КГБ сказали, что народ против, будет социальный взрыв. Этого боялись большевики.
Из воспоминаний современников:
Настоятель московского храма Илии Пророка в Обыденском переулке о. Александр Толгский (+ 1962 г.) сообщил следующее: «После исповеди, сделанной мне одним из врачей бакунинской больницы, у меня нет ни малейшего сомнения в что Патриарх Тихон был отравлен». По свидетельству епископа Максима (Жижиленко), который общался со святителем как врач во время пребывания Патриарха в больнице, он был «несомненно отравлен». и всея Руси, и Его Время»).
В то же время владельцы клиники Бакунина убедились в естественности смерти Патриарха.
И смерть патриарха для советской власти была близка. Никакое давление, никакие компромиссы не работали, к 1925 году обновленчество полностью потерпело крах, у Церкви еще был шанс на несергианскую политику.