Самайн — праздник, посвященный концу осени и памяти умерших

samajn prazdnik posvyashhennyj koncu oseni i pamyati umershih Гадание

Самайн — один из главных кельтских праздников, завершающий вращение Колеса года. Стоит, однако, отметить, что считалось, что он заканчивается у нордических народов. Однако по викканской традиции год заканчивался Йоль.

Самайн часто ассоциируется с памятью умерших предков, хотя для кельтов это имело очень обычное значение. Это ознаменовало окончание сельскохозяйственных работ после уборки урожая, расчистки земли и подготовки ее к посадке новых культур в следующем году. Естественно, с приходом зимы, темной половины года, погода испортилась. Кельты называли этот праздник воротами в зиму.

История появления праздника

Название праздника переводится с гэльского как «конец лета», а по-ирландски это третий месяц осени, ноябрь. Самайн в переводе с санскрита означает «собирание» или «собирание». Так или иначе, трактовки названия этого праздника можно объяснить как датой, так и традицией.

Много лет назад люди зарабатывали на жизнь сельским хозяйством (выращиванием и разведением), поэтому для них было важно все, что с этим связано. Отсюда и появление кельтских праздников, связанных с разными периодами сезонной работы. Один праздник был посвящен появлению солнца и подготовке земли к посадке, другой — первым всходам, следующий — первому урожаю и так до конца работ. Самайн был последним из циклов земледелия и разведения. Солнце лишилось последних сил и умерло, и на землю упал холод. Во время Самайна животные были выпущены на пастбище, и некоторые из них были убиты. Поэтому праздники Самайн были особенно пышными и обильными.

Легенды

Как и любой другой древний праздник, сохранившийся до наших дней, Самайн окружен множеством легенд.

Умирающее солнце

Как мы знаем, Колесо года отражало солнечный жизненный цикл Бога, и каждый кельтский праздник служил переходной точкой от одного этапа его жизни к другому.

Легенда гласит, что последний день октября был посвящен умирающему богу солнца по имени Самайн. Он был вынужден покинуть землю, уйдя под землю. Когда врата между миром живых и мертвых были открыты, души умерших временно вернулись в свои дома. Выполняя определенные ритуалы, кельты верили, что они поклоняются как богу солнца, так и своим умершим предкам. Они знали, что в день зимнего солнцестояния бог солнца воскреснет, чтобы дать людям тепло и свет.

Блуждающий огонек

Древние кельты вешали головы мертвых животных и черепа на заборы вокруг своих домов, в которые помещали зажженную свечу. Они сделали это, чтобы умилостивить злых духов. Позже практика была упрощена и сделана менее устрашающей, заменив голову репой или тыквой. Осушили овощ изнутри, вырезали в нем отверстия, похожие на глаза, нос и рот. Это была своего рода лампа, указывающая путь блуждающим душам в место, где их ожидали угощение и гостеприимство. Позже название тыквенного фонаря было дано Яцеку, который, по скандинавской легенде, не ладил ни с Богом, ни с Дьяволом, и в результате ему пришлось скитаться по миру.

Символы

Традиционными кельтскими символами Самайн были фрукты, овощи и орехи, собранные в последние дни культивирования, и огонь как символ света и тепла. Кроме того, в символику этого праздника входили:

  • Лягушка. Лягушки и жабы всегда ассоциировались с магией. Их слюна использовалась в магических снадобьях и заклинаниях, а их изображения использовались для отпугивания демонов;
  • хлыст. Поскольку летучие мыши ведут ночной образ жизни, они символизируют переход в темную половину года;
  • Кот. Кошки считаются лучшими друзьями волшебников и волшебников. Чтобы отпугнуть незваных призраков, кельты держали изображения кошек с согнутой спиной и выдернутыми из лап когтями на заднем дворе или в домах;
  • сова. Эта мудрая птица ночной жизни считалась кельтами посланницей из духовного мира. Их перья украшали покои, праздничные столы и использовались для создания амулетов;
  • костры. Огромные пожары были зажжены в знак поддержки умирающего солнца. Ритуал очищения заключался в перепрыгивании через огонь или хождении между двумя большими кострами. Кельты также гнали свой скот между кострами, чтобы защитить их от злых духов. Священники смотрели в пламя огня, чтобы предсказать будущее;
  • Святой огонь. После разведения большого костра кельты использовали факелы, чтобы принести немного священного огня в свои дома. В честь окончания летних полевых работ кельты зажгли зимний очаг. Все были готовы к наступлению зимы;
  • пустую тыкву или репу как подсвечник;
  • конфеты. Кельты оставили небольшую корзину со сладостями на пороге своего дома в качестве подарка духам. Они боялись, что невезение будет преследовать их надолго, если они не исцелят заблудшие души умерших людей;
  • зерно. Зерна злаков были символом плодородия;
  • тыква. Тыква не только служила основой фонаря на заборе, но и символизировала часть урожая;
  • яблоки. Эти плоды считаются символом жизни и вечной молодости, поэтому присутствовали на всех праздничных застольях древних кельтов с момента их созревания.

Цветовая палитра Samhain включала черный, коричневый, темно-зеленый, оранжевый и бордовый.

Дата и обычаи празднования

Кельты праздновали Самайн больше недели: они потратили 3-4 дня на подготовку к празднику, причем основные празднования приходились на 31 октября — 2 ноября.

Самайн изначально был праздником конца земледелия. Позже Самайн стал ассоциироваться с темой смерти и блуждающих душ умерших предков во тьме. Кельты даже носили специальные маски, которые должны были защищать их от враждебных духов. Некоторые даже вышли за рамки самих масок, облачившись в шкуры зверя, выключив свет в своих домах и спрятавшись. Те, кто не решался оставаться дома и боялся увидеть призраков, собравшихся вокруг больших костров.

По другим легендам, древние старались тепло приветствовать души умерших родственников. Дома они сделали жертвенник в честь своих предков, на который поместили засушенные цветы и корзину, наполненную дарами последнего урожая.

В праздничные дни кельты совершали различные ритуалы, гадания и даже делали подношения. Жертвоприношения богам обычно приносили сельскохозяйственные животные.

Одной из важнейших традиций было зажигание священного огня. Огонь создавался только в результате трения или получения искр от камней. Чем сильнее пламя, тем лучше опора для умирающего солнца.

Блюда для застолья готовили только на углях. Считалось, что приготовленная таким образом пища очищается и освящается. На праздничный стол были размещены такие продукты, как мясо жертвенных животных, хлеб, фрукты и овощи последнего урожая. Примечательно, что буханку хлеба разламывали на множество кусков, угощая не только домочадцев и гостей, но и домашних животных. Некоторые пекли особый хлеб в форме рога. Считалось, что этот вид хлеба защищает людей от болезней и несчастий.

Самайн тогда и сейчас

Самайн, отмечаемый в последний день октября, чем-то похож на сегодняшний Хэллоуин, который сейчас отмечают все. В некоторых странах этот день также посвящается всем умершим предкам, в других он называется Днем всех святых. 31 октября славяне отмечают Велесову ночь.

Хотя современные праздники имеют сходство с древним Самайном, ритуалы и церемонии сильно отличаются. В наше время люди не приносят жертв, не закрывают сезон животноводства и земледелия. Прыжки через огонь, выпечка особого хлеба, гадания и ритуалы по защите дома и имущества проводятся и по сей день.

Ставы
Добавить комментарий