Пасха Христова: история и традиции праздника

pasha hristova istoriya i tradicii prazdnika Разное

Пасха в 2022 году — 24 апреля!

Воскресение Христово (Пасха) — важнейший христианский праздник, установленный в память о воскресении Иисуса Христа из мертвых. Порядок церковного богослужения зависит как от даты Пасхи (с которой начинается отсчет «столпов» осмоса), так и от окончания самого продолжительного и сурового Великого поста (Великий пост) и многих других православных праздников. Даже у людей, далеких от религии, Пасха ассоциируется с торжественным всенощным бдением, крестным ходом, крашеными яйцами и курантами. Но каков духовный смысл и традиция Пасхи?

Читайте также о празднике Воздвижения Креста Господня.

Пасха Христова. Сколько дней празднуется?

Пасха – самый главный и самый торжественный христианский праздник. Он проходит в разное время каждый год и является одним из переходящих праздников. От Пасхи зависят и другие подвижные праздники: Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Святая Троица (Пятидесятница) и другие. Празднование Пасхи самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!». «Они воистину воскресли!» Для христиан праздник Воскресения Господня – это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы для прославления воскресшего Христа, и вся Страстная седмица празднуется «как один день». почти точь-в-точь как всенощная пасхальная служба.

Читайте о Великом посту в другой статье.

Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия

Христианский праздник Пасхи — это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелиях, потому что его никто не видел. Снятие с креста и погребение Господа состоялось в пятницу днем. Суббота, которая была днем ​​отдыха для иудеев, женщин, сопровождавших Господа, и учеников Галилеи, свидетелей Его страданий и смерти, прибыла к Гробу Господню только днем ​​позже, на рассвете того, что мы теперь называем Воскресенье. Они несли благовония, которыми, по тогдашнему обычаю, возливали тело умершего.

После субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, спустившийся с неба, подошел, отвалил камень от двери гроба и сел на нем; вид его был как молния, и одежды его белы, как снег; испуганные им охранники вздрогнули и остались мертвыми; ангел, обратившись к женщинам, сказал: Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; его нет здесь, он воскрес, как сказал. Подойдите и посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес и что Он пред вами в Галилее; ты увидишь его там. Так я сказал вам.

И когда они выбежали из гроба, то со страхом и радостью побежали возвестить Его ученикам. Когда они собирались возвестить Его ученикам, Иисус вышел им навстречу и сказал им: «Радуйтесь! И они подошли, и взяли Его за ноги, и поклонились Ему. Тогда Иисус сказал им: «Не бойтесь; пойди и скажи моим братьям, чтобы они шли в Галилею, и они увидят меня там» (Мф 28:1-10).

Празднование Пасхи в истории. Почему воскресенье называется воскресеньем?

Современное название дня недели происходит от христианского праздника Песах: Воскресенье. Каждое воскресенье недели в течение года христиане особо отмечают молитвой и торжественными службами в храме. Воскресенье также называют «Маленькой Пасхой». Воскресенье называется воскресеньем в честь воскресения на третий день после распятия Иисуса Христа. Хотя христиане вспоминают о Воскресении каждую неделю, особенно торжественно оно празднуется раз в году, на Пасху.

В первые века христианства существовало деление на Крестовоздвиженский и Пасхальный. Упоминается в писаниях первых Отцов Церкви: Послании св. Ириней Лионский (ок. 130–202) римскому епископу Виктору; «Послание на Пасху» св. Мелитон Сардийский (начало II в. — ок. 190 г.); сочинения св. Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215) и папа Ипполит (ок. 170 — ок. 235). Крестная Пасха — память страданий и смерти Спасителя — праздновалась особым постом и совпадала с еврейской Пасхой, воспоминанием того, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане усердно молились и постились до Пасхи, радостного празднования Воскресения.

В настоящее время нет деления на Пасху Крестную и Пасху Воскресения, хотя содержание сохраняется в богослужебном правиле: строгие и скорбные богослужения Великих Четверга, Пятницы и Субботы заканчиваются радостной и украшенной пасхальной службой. Само всенощное бдение начинается с мрачной полунощницы, во время которой читается канон на Великую Субботу. В это время в центре храма до сих пор находится трибуна с Плащаницей, т.е. вышитой или написанной иконой, изображающей положение Господа во гробе.

Какого числа Пасха у православных?

Первые христианские общины праздновали Пасху в разное время. Некоторые праздновали его вместе с евреями, как св. Иеронима, другие в первое воскресенье после иудеев, ибо Христос был распят на Пасху и воскрес наутро после субботы. Постепенно различия в пасхальных традициях поместных церквей становились все более заметными. под угрозой оказался «пасхальный спор» между общинами восточных и западных христиан, и единство Церкви. На Первом Вселенском Соборе, созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ веры:

Для последовательного исповедания веры спасительное празднование Пасхи должно было совершаться всеми одновременно. Поэтому была принята общая резолюция, утвержденная подписью каждого из присутствующих. Заключив это, василевс (Константин Великий) заявил, что теперь он одержал вторую победу над врагом Церкви, и таким образом устроил торжество победы, посвященное Богу.

С тех пор все поместные Церкви начали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Если иудейская Пасха выпадает на это воскресенье, то христиане откладывают ее празднование до следующего воскресенья, ибо даже в предписании святых апостолов, правило 7, христианам запрещается праздновать Пасху с иудеями.

Как рассчитать дату Пасхи?

Есть также несколько рукописей семнадцатого-семнадцатого веков, известных как «Великий круг мира». В них содержится не только Пасха 532-летней давности, но и таблицы для ручного исчисления даты Пасхи, так называемые Пятиперстная пасхалка или «Дамасская рука».

Стоит отметить, что у старообрядцев еще были знания о том, как вручную вычислять дату Пасхи, каждый подвижный праздник, умение определять, какой день недели приходится на тот или иной праздник, продолжительность Великого поста и другие важные информация, необходимая для богослужения.

Православная пасхальная служба

В течение всей Страстной недели перед Пасхой, каждая из которых называется Страстной неделей, православные празднуют Страсти Господни, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, крестную смерть, отпевание, сошествие во ад и воскресение. Для христиан это особо почтенная неделя, время особо строгого поста и подготовки к сбору на главный христианский праздник.

Перед торжественным богослужением в храме читают Деяния апостолов. Как и в старину, пасхальное богослужение совершается вечером. Служба начинается за два часа до полуночи с воскресного всенощного бдения со свечами, во время которого читается Великий субботний канон «Волна морская». В песне 9 канона, когда поется песнь «Не плачь обо мне, Мати», после поднятия плащаница переносится в алтарь. В старообрядчестве после третьей песни канона и седла читаются слова Епифания Кипрского «Что это за молчание».

Священник, потрясев иконы и дары, начинает умилостивление на свет восклицанием: «Слава Святым и Троице Единосущной, Животворящей и Нераздельной». Храм освещен множеством свечей. Духовенство и ризница трижды поют тропарь на вечере:

Xrt0 воскресают, и 3 мертвых приходят к мертвым 2 и 3 могилы дары жизни.

Затем певчие многократно повторяют тропарь, когда священник возглашает «Да воскреснет Бог» и другие. Так, священнослужитель с крестом в руках, изображающим ангела, отнимающего камень от двери гробницы, открывает закрытую дверь церкви и все верующие входят в храм. При этом после великой ектении Пасхальный канон поется в торжественно-ювелирной песне: «Воскресение день», сочиненное св. Иоанн Дамаскин. Тропари Пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе». Во время пения канона священник, держа крест, цензурирует святые иконы и народ при каждом пении, приветствуя их радостным возгласом: «Христос воскресе». Народ отвечает:

п0тий ћкв мёртвый, цри и 3 гд, тридай воскресение, владыка 3 воскрес 1г и 3з8 але2, и 3 празднуют смерть. Нетленной Пасхи, спасения мира.

(Перевод: Царь и Господь! Уснув плотию, как мертвец, Ты воскрес через три дня, воскресив Адама из мертвых и разрушив смерть; Ты Пасха бессмертия, спасение мира).

Апостолов (Деяния 1:1-8), читает Евангелие от Иоанна (1:1-17), в котором говорится о воплощении Сына Божия, Иисуса Христа, называемого в Евангелии «Словом». В некоторых старообрядческих приходах существует интересный обычай: на пасхальной литургии несколько священнослужителей одновременно читают Евангелие, да еще и на нескольких языках (повторяя каждый стих Евангелия несколько раз). Так вот в некоторых липовских приходах Евангелие читается на церковнославянском и румынском, в России на церковнославянском и греческом. Некоторые прихожане Покровского собора в Рогозинце помнят, что епископ Геронтий (Лакомкин) читал на Пасху Евангелие по-гречески. В некоторых старообрядческих приходах есть интересный обычай: на пасхальной литургии

Отличительной особенностью пасхальной службы является то, что все поется. Церкви в это время ярко освещены свечами, которые верующие держат в руках и ставят перед иконами. После «позднего завтрака», то есть сыра, мяса и яиц, молящимся разрешается поститься.

Вечером служится Пасхальная вечерня. Его характеристики следующие. Священник надевает все священные одежды и после вечернего входа читает Евангелие, согласно которому Господь Иисус Христос явился апостолам в вечер своего воскресения. (Иоанн ХХ, 19-23). Богослужение в первый день Святой Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерне. В течение 40 дней, до праздника Вознесения Господня, во время службы поются тропари, стихи и каноны Пасхи. Молитва Святому Духу: «Царю Небесному» читается и поется только в Торжество Святой Троицы.

Кондак на праздники:

Даже 3 во гроб бессмертной смерти, но разрушительной силы года, и 3 воскресших победоносных ћкв хртэ б9е возвестив радость мрвн0сит жен, и 3 их 1м йопклвм даров мира, и 4 падших получили воскресение.

(Перевод: Хотя ты, Бессмертный, сошел во гроб, разрушил силы ада и, как Победитель, воскресил Христа Бога, говоря видящим: «Радуйтесь». пали, даешь воскресение).

При входе и выходе вместо «Достойно есть» читается ирмос девятой песни Пасхального канона:

Свет1з сияние1з н0 новый йирли1ме, слава Богу, гДнз с тобою н7е лысый и3 счастливый синий, тот же чстаз прекрасный бкдэ, њ воскресший рзцв2 (земной лук).

(Перевод: Просвети, просвети (радостью) Новый Иерусалим, ибо слава Господня воссияла над тобою; ныне радуйся и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся воскресению рожденного Твоего).

К сожалению, в настоящее время не все могут войти в старообрядческий храм на пасхальную службу. Во многих регионах нет старообрядческих церквей, а в других они находятся так далеко, что до них трудно добраться. По этой причине в разделе «Библиотека» у нас есть два регламента совершения Божественной Пасхальной Литургии. Согласно сокращенному Уставу, Божественная Пасхальная Литургия состоит из Святых Слав, Пасхального Канона, Пасхальных Часов и Вечери (гражданской письменности). Предлагаем также подробное сопровождение к светской пасхальной службе (на церковнославянском языке в формате pdf), широко используемой в непоповских собраниях из-за отсутствия священства.

Традиции празднования Пасхи у старообрядцев

Старообрядцы всех традиций, как священники, так и несвященники, имеют общую традицию празднования Святого Христова Воскресения. Старообрядцы начинают праздник Святой Пасхи с семейной трапезы после службы в церкви. Во многих общинах также есть общая трапеза со многими верующими. В день Воскресения Христова подают особые блюда, которые готовят только один раз в году: куличи, сырники, крашеные яйца. Помимо особых пасхальных блюд, готовят множество традиционных русских лакомств. В начале пасхальной трапезы принято есть освященную в храме пищу, а затем все остальные продукты.

На Пасху принято встречать Христа: поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами как символом жизни, трижды целуясь. Подробнее о пасхальном поцелуе можно прочитать у господина Ивана Курбацкого «Как правильно крестить: целоваться один или три раза?».

Яйцо, выкрашенное в красный цвет луковой скорлупой, раньше называлось пасхальным яйцом, крашеное — писанкой, а деревянное пасхальное яйцо — яйцом. Красное яйцо означает возрождение через кровь Христа для людей.

Другие цвета и узоры, используемые для росписи яиц, являются нововведением, которое не очень хорошо воспринимается во многих бессвященных общинах, например, термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображений храмов и надписей. Все эти «принты» обычно широко доступны на прилавках магазинов в предпасхальные недели, но мало кто задумывается о судьбе таких термоэтикеток: после снятия пасхальных яиц вместе с изображением Иисуса Христа или Богородицы они сразу в урну.

Это время торжественной молитвы и хвалы воскресшему Христу. Вопреки православным священникам.

Пасха – любимый праздник с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Это особенно радостно для детей, и каждый верующий старается подарить пасхальное яйцо, куличку или конфету, особенно ребенку.

Во время Страстной недели в некоторых собраниях без священников до сих пор существует старинная детская игра, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые: катание крашеных (неукрашенных) яиц. Идея игры заключается в следующем: каждый игрок катит свое яйцо по специальной деревянной дорожке – пандусу, и если подкатанное яйцо попадает в яйцо другого игрока, он забирает его в награду. Сувенирные подарки обычно кладут возле корыта. В старину такие состязания могли длиться несколько часов. А «счастливчики» вернулись домой с богатым «урожаем» яиц.

Для всех старообрядцев, независимо от вероисповедания, Пасха – это праздник и торжество торжества, это победа добра над злом, света над тьмой, это великий праздник, вечный праздник ангелов и архангелов, бессмертная жизнь для весь мир, непостоянное райское блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, кровь, пролитая Им на Кресте Святом, освободила человека от страшной власти греха и смерти. Да пребудет воспетая в песнопениях «Новая Святая Пасха, Пасха Таинственная» в наших сердцах во все дни жизни нашей!

Воскресение Христово. Иконы

Отдельной иконы Воскресения Христова в иконографии старообрядцев нет, потому что момент воскресения Иисуса видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчеркивается непостижимость тайны Христа. Привычный для нас образ Христа в белых одеждах, выходящего из гроба со знаменем в руке, является позднейшим католическим вариантом, появившимся в храмах Русской Православной Церкви только в послепапскую эпоху.

В православной иконографии икона Воскресения обычно изображает момент сошествия Спасителя во ад и удаления из ада ветхозаветных праведных душ. Кроме того, в великолепии изображен воскресший Христос, ангел, возвещающий Евангелие женщинам, несущим миро, и другие темы, связанные с Воскресением. «Воскресение Христово — Сошествие во ад» — одна из самых распространенных иконографических тем.

Общая идея пасхального образа Христа в аду перекликается с темой Исхода народа Израиля из Египта. Как Моисей избавил евреев от рабства, так и Христос идет в преисподнюю и там освобождает души. Он не только освобождает их, но и уводит в царство Истины и Света.






Храмы Воскресения Христова

Самый известный храм Воскресения Господня – Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Господня в Иерусалиме).

Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Слова, т.е. Обновления, т.е. освящения после восстановления храма Гроба Господня, завершённого в 355 году на Святой Апостольской равнине. Апостол Константин Великий.

В Москве сохранилось несколько церквей в честь этого праздника, одна из них – церковь Воскресения Спасителя в Роке Успенской. Первое упоминание о храме относится к 1548 году. Это была деревянная церковь, сгоревшая во время большого московского пожара 10 апреля 1629 года. На его месте около 1634 года был построен нынешний каменный храм. Церковь оставалась неизменной почти два столетия, а трапезная и звонница были перестроены в 1816-1820 гг.

Одна из старейших церквей Коломны была посвящена Воскресению Словущего. 18 января 1366 года в этой церкви состоялось венчание святого благоверного князя Дмитрия Донского с княгиней Евдокией (инокиней Евфрозиной) из Москвы. Церковь несколько раз перестраивалась, а в 1990-х годах была возвращена приходу Русской православной церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Во времена Золотой Орды в Коломенском Посаде была возведена церковь в честь Миколая «Мокры», упомянутого в писцовых книгах 1577-1578 годов. В начале 18 века на его месте была построена церковь с главным алтарем в честь Словацкого Воскресения и главным алтарем во имя св. Николай. В начале 1990-х годов один из старейших и красивейших храмов Коломны перешел в собственность общины Русской православной старообрядческой церкви. Главный день церковного праздника — 19 декабря, в честь св. Николая «Зимняя», а церковь до сих пор известна многим как церковь Воскресения Господня.

Старообрядческие храмы Воскресения Христова

Инициативу переосвящения храма с его историческим названием поддержал предстоятель Русской православной церкви старообрядцев митрополит Корнилий (Титов) на освященном соборе 2014 года. 1 февраля 2015 года во имя Воскресения Господня в Рогозинской Слободе была освящена колокольня костела с Рогозинского кладбища. Таким образом, было возвращено историческое название.

Храм Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (Москва) принадлежит Поморской Древнеправославной церкви. Это первый храм старообрядческой Поморской общины (второй московской общины Поморского конкордата), построенный после манифеста 1905 года о веротерпимости в Москве. История этого храма очень длинная. В настоящее время на средства жителей коммуны идет ремонт храма, в котором проходят службы.

Также в Литве, в городе Висагинас, находится православный храм Старопоморской православной церкви, посвященный Воскресению Христову.

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)

В 2021 году православные празднуют Пасху 2 мая, а еврейский праздник Песах (Пасха) в этом году приходится на 27 марта — 4 апреля. Поэтому многие вдумчивые христиане задаются вопросом: «Почему православные празднуют Песах с евреями в 2017 году?» Этот вопрос исходит из седьмого правила святых апостолов, которое звучит буквально так:

Если кто-нибудь, епископ, священник или диакон, празднует святой день Пасхи с евреями до весеннего равноденствия, он будет удален из святых чинов.

Не получится ли так, что якобы в этом году все православные будут нарушать VII Апостольский канон? Мы получаем целую «вселенскую кашу» в сознании некоторых христиан, поскольку православные, католики и иудеи празднуют Песах в один и тот же день в 2017 году. Что делать?

Для решения этой проблемы полезно знать, что споры об исчислении дня Пасхи в Православной Церкви в основном закончились утверждением православного пасхального календаря на Первом Вселенском Соборе. Пасхальные таблицы позволяют вычислить календарный день Пасхи, то есть не глядя на небо, а используя календарные таблицы, циклически повторяющиеся каждые 532 года. Эти таблицы составлены так, чтобы Пасха соответствовала двум апостольским правилам Пасхи:

  • Мы празднуем Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния после весеннего равноденствия);
  • Пасху нельзя праздновать с евреями.

Одобрено родителями Вселенского Собора. В католической церкви в 1582 г. Пасха была изменена таким образом, что был заново заполнен вспомогательный канон, утративший свою силу, но был нарушен апостольский канон о непраздновании Пасхи с евреями. Поэтому православная и католическая Пасха разделены во времени, хотя иногда могут и пересекаться.

Если мы посмотрим на два приведенных выше апостольских принципа, то заметно, что один из них, о непраздновании с иудеями, строго не установлен и требует толкования. Дело в том, что еврейская Пасха празднуется семь дней. Православная Пасха также отмечается в течение 7 дней, в течение всей Страстной недели. Возникает вопрос: что значит не праздновать с евреями? Не допустить, чтобы Светлое воскресенье совпадало с первым днем ​​Песаха? Или мы должны занять более ограничительную позицию и предотвратить наложение Светлого воскресенья на любой из 7 дней еврейского праздника?

В самом деле, внимательное изучение пасхального канона позволяет предположить, что до I Вселенского Собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского канона. Отцы Первого Вселенского Собора, однако, при составлении Пасхального Изложения остановились на первом толковании: пасхальное воскресенье не должно совпадать только с первым главным днем ​​еврейской Пасхи, но может совпадать с 6-м днем ​​после еврейской Пасхи. Таково было мнение Первого Вселенского Собора, ясно выраженное в Пасхалии, которую Православная Церковь исповедует и по сей день. Поэтому в 2017 году православные не нарушают седьмой канон святых апостолов о праздновании Пасхи с иудеями.

Новопасхалисты и их учение

В наше время, в 2010 году, несколько членов Русской православной старообрядческой церкви усомнились в святоотеческом толковании Апостольского канона в отношении Пасхи и решили пересмотреть этот вопрос. Фактически только А.Ю. Рябцев присутствовал при обыске, остальные просто поверили ему на слово. Особенно А.Ю. Рябцев писал (приводим его слова частично, игнорируя очевидную догадку):

…Часто наш Песах совпадает с последними днями еврейского Песаха, который празднуется семь дней, и нарушается первое главное правило исчисления Песаха… В современной практике случается, что мы сталкиваемся с последними днями еврейской Пасхи.

А.Рябцев предложил запретить совпадение Великого Воскресенья с семью днями еврейской Пасхи и праздновать православную Пасху по предложенным им новым правилам.Приверженцев этого учения стали называть «новыми пасхалистами» или «новыми пасхалистами».1 мая 2011 года Пасху впервые отпраздновали по новым правилам в старинном пещерном храме на горе Тепе-Кермен в Крыму.После Собора Русской Православной Церкви 2011 года, осудившего празднование Пасхи по новым расчетам, новые пасхалисты образовали отдельную религиозную группу, существующую и сегодня.Он охватывает лишь горстку людей.Кажется, есть какая-то связь этой группы с Г. Стерлиговым.

Реши свои жизненные проблемы. Измени свою судьбу!

Попроси у Вселенной все что захочешь:
⭐ Любовь
⭐ Деньги
⭐ Карьеру
⭐ и другое

Ставы
Добавить комментарий