Царская семья императора Николая II является примером благочестивых людей, которые с достоинством и мужеством смогли перенести все невзгоды и не отказаться от своей веры. Даже сегодня православные христиане верят, что молитва Царственным Страстотерпцам поможет выйти из любой сложной ситуации.
Канонизация семьи Николая II
Основанием для канонизации царской семьи, возведения в сан мучеников последнего российского императора Николая II, его жены Александры Федоровны и их детей послужила казнь без суда в 1918 году в помещении Ипатьевского дома в Екатеринбурге из-за переворот.
Процесс канонизации был очень сложным и противоречивым. Духовенство Православной церкви и простой народ приводили огромное количество аргументов как «за», так и «против» этой акции. В связи с такими трудностями окончательное решение было принято только в 2000 году. Духовный подвиг Царя и его семьи был отмечен как истинное проявление смирения и послушания велению Божию и удостоен звания Святых Мучеников Всероссийского Рода.
Кроме царя Николая и его семьи, в мученики числятся и другие члены династии Романовых, убитые на следующий день после расстрела царской семьи. В Православной Церкви их называли Алапаевскими мучениками.
Термин «Страстотерпцы»
В Православной Церкви термин «мученики» относится ко всем христианским мученикам, насильственно умершим или пострадавшим во имя Иисуса Христа. В отличие от мучеников, эти люди не приняли свою смерть во имя веры, но также принадлежат к лику святых. Потому что следовали одной из заповедей Иисуса Христа: злобности характера и всепрощению.
Возведение в ранг мучеников
Практически сразу после казни Николая II, его семьи и близких людей в народе вспыхнули волнения. Его инициаторами были люди, искренне почитавшие покойного императора. Они восхищались его мужеством и духовными достижениями, почитали жену и детей, которые остались с ним до конца.
Даже те, кто был недоволен политикой Николая II, не радовались, а искренне оплакивали смерть царицы Александры Федоровны и ее детей. Трагическая смерть последнего вызвала серьезное возмущение религиозной общественности.
Уважение простого народа к императору, его трагическая смерть от рук врагов, притеснение его невинных детей и жены — все это было основанием для причисления царской семьи к мученикам, а не к жертвам политической борьбы.
Были и другие серьезные аргументы в пользу канонизации.
- Созыв целых групп верующих в разные епархии. Несколько десятков тысяч призвали к скорейшей канонизации Николая II и его семьи.
- Подтверждение чудотворения и помощь молитвами настоящим мученикам.
- Высокая личная духовность и искренняя вера царя, уделявшего много внимания нуждам церкви и благотворительности.
- Высокая религиозность и приверженность справедливым заветам всей королевской семьи.
- Невмешательство Николая II в дела церкви.
- Благотворительные деяния императрицы и ее дочерей в годы войны.
Однако нашлись и противники признания семьи Николая II святыми. Они защищали свою позицию контраргументами.
- Равнодушное отношение императора к большим человеческим жертвам в результате военных действий.
- Квалификация Николая II как предателя в связи с его отречением.
- Жестокое подавление восстаний и рабочих волнений.
- Неудачная государственная и церковная политика.
- Смерть императора наступила не из-за его православной веры, а в результате политических репрессий.
Несмотря на такие противоречивые интересы, сторонникам канонизации удалось добиться от Русской Православной Церкви Заграницей канонизации Николая II и его семьи как святых мучеников в 1981 году.
Романов перед казнью
Этому способствовало искреннее почитание простого народа, который, несмотря на антирелигиозную пропаганду, безмерно уважал последнего императора. Это также способствовало сильному резонансу в обществе, который поддерживали эмигранты из Советского Союза.
Но, несмотря на это, только спустя почти 20 лет, в 2000 году, после долгих споров Русской Православной Церковью Московского Патриархата Император Николай II, его жена и дети были возведены в сан святых мучеников.
Случаи чудес
На сегодняшний день можно найти несколько достоверно засвидетельствованных случаев божественного вмешательства после чтения молитв царственным страстотерпцам Романовым.
- Одним из первых засвидетельствованных чудес является появление казачьего отряда и его сопровождение из непроходимого болота. По всем поверьям местных жителей, участок болота, где были окружены люди, был непроходим. Единственный выход из болота лежал по единственной тропе, которую преградили преследователи. В минуту отчаяния священнослужитель отец Илия обратился за помощью к царю-мученику Николаю II. Мужчинам удалось выбраться из болота, но все последующие попытки найти дорогу не увенчались успехом.
- В 1925 году сербская газета описала случай, когда во сне женщине явился сам император Николай. Он сказал ей, что ее сын, которого она считала мертвым, жив и скоро вернется к матери. Видение сбылось: через несколько месяцев юноша вернулся домой целым и невредимым.
- В октябре 1991 года было задокументировано еще одно чудесное вмешательство. Двум женщинам, заблудившимся в непроходимом болоте, посчастливилось найти выход из болота. Позже они говорили: к тому времени, когда они поняли, что совсем заблудились и исчезли, их единственная надежда была молиться о помощи царю Николаю II. Как только были сказаны последние слова, рой светлячков спикировал вниз и указал им безопасный путь через болото. Исследователи фактов чудотворных молитв Царственным Страстотерпцам Романовым находят в этой истории примечательным то, что одна из женщин до этого случая не была истинно верующей.
- В 1998 году московский врач Олег Бельченко, которому подарили икону царя, стал замечать на иконе небольшие пятна. Они периодически то появлялись, то исчезали. Заинтригованный этим явлением, он обратился за разъяснениями к знакомому священнику. Позже о факте мироточения свидетельствовали еще несколько прихожан, а сама икона была поставлена в одном из московских храмов.
- Один из недавних случаев проявления божественной силы романовскими иконами произошел в одной из звенигородских церквей. Дети, пришедшие в храм по случаю праздника, случайно заметили, что сухие ветки дерева, стоявшего в вазе у подножия иконы, чудесным образом расцвели и вновь зазеленели. Так они пролежали еще неделю, а потом начали резко расти. Каждый день они вырастали на 1 см, пока настоятель храма не решил посадить их во дворе. По словам посетителей, молодые деревья до сих пор растут перед церковью и удивляют прихожан своим отличием от местных сортов растений.
Эти деяния послужили одной из причин признания царя Николая II и его семьи царственными пассионистами.
Виды обращений к Царственным Страстотерпцам
Все молитвы, обращенные к царской семье, можно условно разделить на несколько групп по их назначению.
- Покаянный. Их читают в день убийства короля и его семьи. Кроме того, в Рождество возносятся молитвы королевской семье. Отдельно проходят службы в православных храмах Санкт-Петербурга в день почитания местных мучеников.
- Просьбы о защите от врагов, стихийных бедствий и несчастий. Читать в любой день.
- Чтобы выполнить то, что вы хотите. Читать в любой день.
- Молитвенные просьбы о помощи в болезнях, гонениях, заточении и душевных страданиях.
- Для семейного благополучия. Сюда входят просьбы о мире и счастье в семье, взаимном уважении детей и родителей, сохранении чести и достоинства, поиске своего предназначения в этой жизни.
Ко всей царской семье
Обычно молитвенные воззвания читаются всей царской семье с просьбой о прощении предков, поспособствовавших исполнению несправедливого и жестокого приговора. Это так называемые покаянные молитвы.
Образцом покаянной молитвы является Тропарь Вторым Царственным Страстотерпцам, т. 5.
Царствие земных тягот, рабства и страданий всякого рода претерпел еси кротко, о Христе свидетельствовав до конца богобоязненных, великий царь Николай, Страстями Божиими увенчанный Претерпевший, посему мученическим венцом на небесах, Ты увенчанный царицею и чадами твоими и рабами Христу Богу, моли о милости Отечества Российского и спаси души наши.
Другим образцом покаянной молитвы является кондак вторым царственным страстотерпцам, глас шестой.
Надежду Царя-мученика с Царицей и чадами и рабами его укрепи, и внуши любовь Твою, предсказывая им будущий покой, теми молитвами, Господи, помилуй нас.
Кроме того, читаются молитвы царской семье с просьбой о сохранении государства, целостности страны, защите всего народа от врагов, голода, бедствия и беды.
Образцом молитвенной просьбы о благе народа является Тропарь первым царственным пассионистам, т. 4.
Сегодня, верующие люди, деликатно почтим семинарию честных носительниц царственных страстей, единственной отечественной Церкви Христовой: Николая и Алехандро, Алехо, Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Боже твой, не убоившийся уз и страданий многих видов, смерти и позора тел, борющихся против Бога, и укрепивший свое упование на Господа в молитве. Мы же любовно взываем к вам: святые мученики, услышьте глас покаяния и стенания народа нашего; землю Русскую утверди в любви к Православию, спаси ее от междоусобных раздоров, моли Бога о мире и великой милости к душам нашим.
Помимо общих призывов к молитве, обращенных ко всей царской семье, читаются и индивидуальные молитвы. Они направлены на конкретную проблему или выполнение конкретной просьбы.
К страстотерпцу царю Николаю
Несмотря на свою противоречивую политическую деятельность, царь Николай II пользуется большим авторитетом среди простых людей. Люди теперь обращаются к нему в своих молитвах с просьбами о поддержке и защите, а также благополучии, сохранении чести, стремлении к справедливости. Отдельно идут молитвы о прощении предательства и просьбы о снисхождении к обезумевшим и страждущим людям.
Молитвенные обращения к царю Николаю имеют несколько вариаций:
- Для прощения и искупления грехов;
- для защиты от врагов;
- за помощь в решении проблем и поиске истинного жизненного пути;
- для установления истины и принятия справедливого решения;
- для сохранения чести и достоинства, а также для устранения соблазнов.
Образцом молитвенной просьбы об искуплении грехов народа к императору является молитва царю Николаю Страстотерпцу, т. 5.
Царствия земных тягот, уз и страданий всякого рода претерпел еси кротко, Христу до кончины богобоязненных свидетельствуя, великого Царя увенчанного Богом, Страстотерпца Николая. За то мученическим венцом на небесах венчай тя и Царицу, детей и рабов твоих, Христе Боже. Умоли его пощадить русскую страну и спасти наши души.
Другой пример – молитва мученику царю Николаю II, в которой молятся о защите от врагов, благоденствии его земли и прощении измены.
Господь Бог Вседержитель! Склоняем головы и сердца наши и преклоняем колени перед рабом Твоим, униженным, оклеветанным и замученным по молчаливому согласию отцов наших, великомученика императора Николая и страждущих с ним.
Каемся, как некогда киевляне пред замученным князем своим Игорем, как владимирцы пред великим князем Андреем Боголюбским, убитым ими, и дерзновенно просим: Кровью святых Твоих даруй нам покаяние, избавь Родину нашу от бед. и напасти пришедши, возроди Русскую землю, падши со славою Твоею и даруй ей православного царя, да исполнятся пророчества святых Твоих и да прославят русские люди Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. отныне и навсегда. Аминь.
К царице Александре Федоровне
В отличие от своего царственного мужа, женщины часто обращаются за помощью к царице Александре Федоровне. Будучи матерью при жизни, святая помогает в делах, связанных с домашним бытом, воспитанием детей, здоровьем, семейными отношениями.
Итак, молитесь о Царице Александре Федоровне:
- Счастливый брак;
- здоровые и многочисленные дети;
- мир в семье;
- хорошие и доверительные отношения между супругами;
- уважение ко всем членам семьи;
- очищение души и тела;
- сохранение невинности.
Образцом призыва к молитве царицы Александры Федоровны является второй акафист акафиста Святым Царственным Страстотерпцам, просьба о прощении и милости.
Болезнь, стенание и вопль народа нашего видя, когда наступят времена скорби, помилуй и яви милость Свою через икону, именуемую Феодорову, на избрание царя Михаила, законного от Бога, да будет та икона покровительством и защитой за него и за всю новоизбранную царскую семью и за установление русского правительства. Потому благодарственно вопием Богу: Аллилуйя.
Сильная молитва, обращенная к Александре Федоровне, является пятой иконой Акафиста Царственным Страстотерпцам о духовном очищении и причащении по вере.
Видя носительницу царских страстей, как зарю, как ангела света, юную Александру, я выбираю себе верную жену, православную царицу и мать русского народа. И мы, во главе его усердного служения, поем ему: Радуйся, имя сего рода благочестивой растительности; Радуйся, от лютеранской веры к православию образ спасительный переходный. Радуйся, молитву всем сердцем любящая; Радуйся, в сердце своем к служению Богу усердная. С благоговением осматривая прилавки церкви. Радуйся, достойная получить милость от России; радуйся, причастниками истины жизни во Христе соделавшись. Радуйтесь, царственные мученицы, похвала и украшение Святой Руси.
Также существуют варианты молитв, в которых царственные супруги обращаются вместе, а не поодиночке. Обычно это просьбы о счастливом браке и мире в семье.
Примером такой молитвы является шестое сложение Акафиста Царственным Страстотерпцам.
Проповедники чистоты святого брака, в образе единства Христа и Церкви явились природе верные Николай и Александр. Ты еси благодать сего великого таинства, достойна быть принята, еще прежде мученичества Христова, и всякий остался верен естеству, непрестанно воспевая Богу: Аллилуиа.
К царевичу Алексею
Менее популярно молитвенное обращение за наследником Николая II цесаревичем Алексеем. Их обычно носят дети, особенно мальчики. Обращаясь к Цесаревичу, они, как и их сверстники, просят о помощи в решении своих детских проблем:
- решать проблемы с родителями;
- найти общий язык со сверстниками;
- защитить себя от оскорблений хулиганов;
- помочь в учебе.
Некоторые сотрудники правоохранительных органов также обращаются в своих молитвах к царевичу Алексею. Это потому, что, несмотря на свой юный возраст, наследник был начальником нескольких полков и главой казачьих войск. Акафист Святым Царственным страстотерпцам восьмого состояния поможет военным.
Странно и чудесно было твое рождение, святой князь Алексий. Плодом благословения молитв Саровского чудотворца и долгожданного царственного наследника твоих родителей была слава, и надежда и упование явились во всех концах земли нашей. Вот почему народы России радостно поют славу Богу: Аллилуйя.
Другой пример – восьмые иконы из Акафиста Святым Царственным Страстотерпцам.
К небесной душе юноши, яко ангел спешит, святой князь Алексий, родители, сестры, сродники и ближний искренне возлюбили тя, и яко кроткий агнец, закланный руками нечестивых, новый агнец страсти рождается к тебя Радуйся, дитя, от утробы избранное Богом; Радуйся, чадо, усердными молитвами отца твоего, чудотворцу Руси Саровской, мы смиренно и терпеливо подали тя. Радуйся, наследнику престола Российского, от умершего наследника Царствия Божия на небеси. Радуйся, Непорочный Агнец, яко праведный Авель закланный; царственная пассифлора, Святая Русь похвала и украшение.
К царевнам Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии
Девушки часто обращаются с молитвами к юным княгиням Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии. Они просят у королевских сестер добродетели, красоты и встречи с любимым юношей. Кроме того, княжны, как и другие члены царской семьи Романовых, также получают покаянные молитвы.
Седьмой икос из Акафиста Святым Царственным Страстотерпцам является образцом призыва княгинь к молитве.
Явите Господу новую милость к русскому народу, добродушным и целомудренным, благочестивым царственным четырем дочерям: Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии. Вы более, подражая женам-мироносицам и храня в душах ваших елей милосердия, усердно служа больным и страждущим и страждущим мученичества за Христа. Посему восхвалим их: радуйтесь, дочери царя, что удостоились вы обетований Божиих; Радуйся, Божия заповедь родителей своих почитать. Радуйся, о врагах своих усердно молящаяся. Радуйся, агнцы непорочные, себя принесшие в жертву Богу; Радуйтесь, Христовы невесты, о демоне человека небесного пребывающего; Радуйся, царственные страстотерпцы, похвала и украшение Святой Руси.