Добрый день, любители природы. Сегодня мы поговорим о культе природы у древних славян. Древние славяне имели тесную связь с природой. Культ природы был основой их веры. Природа считалась живой, говорящей, чувствующей наравне с человеком.
🔮 Маг Белогор — Хранитель древних знаний предков 🔮
🌟 Помощь в самых сложных ситуациях на основе древних традиций и ритуалов 🌟
✔️ Возвращение любви и гармонии в отношения
✔️ Защита от порчи и негативного влияния
✔️ Очищение и восстановление энергетического поля
✔️ Поддержка успеха в карьере и жизни
✔️ Обретение внутренней силы и уверенности
Культ природы у древних славян
Они признавали только одного бога — отца природы, повелителя всех богатств. Они почитали духов, которые оживляли все на земле и могли быть добрыми или злыми, в зависимости от действий человека. Отношение к окружающему миру было поэтичным и рациональным.
Вера древних славян в то, что все живое имеет душу, и за любое разрушительное или неосторожное действие по отношению к окружающей среде им придется отвечать рано или поздно, помогала им жить в гармонии с природой и бережно относиться к ней. Многочисленные запреты были препятствием для чрезмерного обогащения, они способствовали разумной достаточности в потреблении.
Предметом поклонения было все, что окружало человека, от чего он зависел в быту: растительный мир, животные, небесные светила: солнце, луна, звезды; природные стихии: огонь, вода, земля, воздух.
Леса были особым культом древних славян. Судя по песням, литературным произведениям, деревья и травы разговаривали друг с другом, с людьми и животными. Человек тоже относился к ним с уважением, как к живым существам.
Так, ища грибы, говаривали: «Лесток, лесок, дай мне гриб и кустик! Сырник из хорошей бочки, подосиновик из хорошей напарницы».
Славяне почитали дубы как священные деревья, особенно старые. Дуб считался символом силы, мудрости и поддержки мира.
Клен и липа считались, как видно из песен, парой влюбленных; Клен обладал таинственной благотворной силой. Жертвы совершались под липами.
Береза символизировала чистую матушку-природу. Дерево часто сажали возле дома, так как считалось, что оно отгоняет злых духов.
Ясень считался символом войны, сосна – символом бессмертия. Рябина и терновник были амулетами от злых духов, поэтому их сажали возле дома.
Деревьям поклонялись и приносили в жертву. Были священные рощи. Наделяя деревья магическими свойствами, человек защищал их от уничтожения и истребления.
Среди цветов также немало тех, которые издавна считались священными.
Травы собирают по особым правилам. При этом перед сбором урожая просили у растений разрешения, а также благодарили землю за предоставленные лекарства. К этому делу подходили только в чистой рубашке с обязательной молитвой накануне.
Мы знали, что у каждого вида растений есть свое время и высочайшая целебная сила. Перед лечением люди читали молитвы, в которых обращались к небесным светилам и силам природы.
За многие века в отношении диких и домашних животных сложилось множество традиций и обычаев. Например, издавна считалось, что если аист принесет в избушку гнездо, то в нем поселится счастье. Когда прилетят аисты, можно приступать к посадке.
Культ природы у древних славян: убийство аиста приравнивалось к убийству человека. Собака издавна считалась символом верности, кошка издавна считалась символом семейного уюта. Пчелу называли «божьей птицей».
Народные традиции, обычаи и обряды наших предков закрепляли знания, которые накапливались, отбирались, совершенствовались десятилетиями и передавались из поколения в поколение. Их использовали в земледелии, скотоводстве, рыболовстве, охоте, народной медицине.
Построенные на знании законов природы, отношений, существующих между всеми живыми существами, народные знания представляли собой указание, как вести себя с растениями, животными, находясь в лесу, у водоема.
Они ограничивали использование природных ресурсов, исключая их расхищение. Это своего рода моральный кодекс, который каждый должен соблюдать по отношению к окружающей среде.
Возвращение к глубоким народным знаниям, основанным на уважительном отношении ко всему живому, имеет первостепенное значение в наше время экологического и, наконец, духовного кризиса, ибо, как сказал Павел Гольбах, «человек несчастен только потому, что он бросил природу»..
Таково было поклонение природе у древних славян, многое мы забыли!